До сих пор вы играли песни в тональностях С, О, А, Ет. Теперь пора попытаться играть песни в разных тональностях. Например, в песнях, где используются лишь два аккорда, один из них будет основным, или «домом», а другой — аккордом напряжения, септаккордом. В тональности С вы использовали аккорды С] и С17, причем следует заметить, что С в последовательном ряду буквенных обозначений пот — пятая нота, или как бы пятая ступень от С. В тональности (I таким септаккордом напряжения будет 137, опять-таки аккорд пятой по счету буквы от С (вспомните, что после С опять повторяется А). В тональности А таким септаккордом будет Е7.
В песнях, где используются три разных аккорда, тоже можно установить четкую связь между ними. В тональности С, например, третьим важным аккордом становится Р; в тональности С — С; в тональности А — О. Иными слонами, это четвертый по порядку аккорд от исходного, или аккорд четвертой ступени, если придерживаться цифрового обозначения нот. Эти три аккорда — первой, четвертой и пятой ступеней, если отсчитывать от названия тональности, — обычно называют тоникой, субдоминантой и доминантой, В чем смысл всего этого? Если ваш слух определил, что какой-то аккорд является тоникой, «домом», аккордом разрешения напряжения, то именно этот аккорд даст название тональности и будет как бы главенствовать над остальными. Если же тоникой в другой мелодии станет другой аккорд, то все соотношения изменятся: тот аккорд, который раньше главенствовал, станет подчиненным.
Может быть, на данном этапе вся эта информация о соотношениях аккордов кажется вам несколько запутанной, но не стоит беспокоиться. >1 уверен, что со временем вы полностью усвоите все нижеизложенное
Из тех пяти песен, которые вы уже выучили, две («Вечерний звон’1 н «Клен ты мой опавший») написаны в двудольном размере (^/4), а три («С днем рожденья», «Сел комарик на дубочек» и »Степь да степь кругом») -в грсхдольпОА1 (ЗД| и Когда на странице 38 я впервые знакомил вас с: песней «Вечерний звон1′ и се исполнением способом «бас — аккорд» то, поскольку вы еще только осваивали аккорды С и С7, между ними были большие паузы, которые позволяли подготовиться к смене аккордов. Однако вполне можно было бы рекомендовать вам исполнять полный аккорд на каждой доле такта, вот так:
Разные способы игры правой рукой несложно применять и в трехдольном размере. Так, можно делать удар большим пальцем по всем струнам аккорда или только на каждой первой доле такта, или на всех трех его долях; иногда, особенно в латиноамериканской музыке, для специального ритмического эффекта играют аккорды па второй и третьей долях, пропуская первую. Когда вы играете способами «бас — аккорд» или «бас — щипок», то па первую долю такта нужно играть бас, а па вторую и третью — оставшийся аккорд.
Фортепианные переложения популярной музыки часто записаны в тех тональностях, которые сложны для гитариста-любителя. Иногда в таких случаях над аккордами той тональности, в которой записана фортепианная партия, может быть проставлен дополнительный ряд аккордов в тональности, более удобной для гитариста. Например, если песня написана в В — сложная для гит-ары тональность, — то над аккордами этой тональности могут быть поставлены аккорды для О — куда более удобной тональности для гитары. Кроме того, в начале песни может быть пометка, рекомендующая поставить капо на третий лад, и тогда тс позиции пальцев, которые требуются для аккордов в тональности О, могут быть без изменения использованы для аккомпанемента певцу, поющему в действительности в В или для совместной игры с пианистом, играющим в В. Если же вы будете играть свои аккорды в О без капо, то транспонировать придется пианисту. Конечно, лучше всего постараться выучить аккорды и для В, что расширит паши возможности,