Как научить играть на гитаре стр.5

Настоящий сборник учебно-методических и научных статей знакомит читателя с различными взглядами на некоторые актуальные проблемы гитарного исполнительства и обучения, предлагает способы их решения, заостряет внимание на перспективах дальнейшего развития русской гитарной школы.

Сборник открывает несколько сокращенный и переработанный вариант теоретического раздела пособия А. Гитмана «Начальное обучение на шестиструнной гитаре»1, ставшего первым отечественным руководством, в котором подробно изложены вопросы звукоизвлечения, применены принципы современной психотехнической школы (зависимость исполнительской техники от музыкального восприятия), намечены пути систематизации обучения и музыкального воспитания гитариста.

В статьях составителя исследуются основы «механики» гитарного звукоизвлечения, движений левой руки, аргументируется необходимость внедрения в отечественную методику постановки звука, осмысления и широкого применения понятия позиции («Игровой аппарат гитариста…»), рассматриваются некоторые аппликатурные проблемы в контексте современных тенденций обучения и исполнительства на классической гитаре («О гитарной аппликатуре»). Название статьи «Подготовка и проведение технического зачета в музыкальном колледже» говорит само за себя — здесь предпринята попытка обозначить задачи, которые призвано решать это проверочное мероприятие в учебном процессе, и высказываются предложения по методике работы над инструктивным материалом.

Один из авторитетных представителей советской гитарной школы, украинский гитарист и педагог Н. Михайленко известен, прежде всего, своими репертуарными сборниками, переложениями и аранжировками. В статье «Совершенствование исполнительской техники гитариста» он анализирует современные взгляды на техническое оснащение, двигательные качества исполнительского аппарата и способы его освобождения от излишней нагрузки, вопросы координации и синхронности движений.

Конкретные трудности, с которыми встречается современный исполнитель на гитаре, и практические пути их преодоления — основное содержание статьи В. Домогацкого «Из опыта молодого гитариста»1. Автор показывает, как направить техническую работу на решение художественных задач, добиться исполнительской легкости и красоты звучания, научиться испытывать удовольствие от собственного исполнения.

Особое место занимают в сборнике «165 советов Дэвида Расселла о технике гитарной игры», записанные профессором Севильской консерватории А. де Контрерасом. Это ценнейший материал для анализа техники выдающегося современного исполнителя на классической гитаре. Короткие конспективные заметки с семинаров Д. Расселла могут стать своеобразной памяткой гитариста, послужить неким импульсом для дальнейших размышлений об искусстве игры на гитаре.

Новую страницу в творчестве Эйтора Вила-Лобоса, одного из наиболее самобытных композиторов XX века, открывает американский исследователь С. Йейтс в статье «Гитарная музыка Вила-Лобоса: альтернативные источники и исполнительские комментарии». В ней автор анализирует загадочную судьбу произведений для гитары этого выдающегося бразильского музыканта, сравнивает различные редакции пьес и этюдов на основе не известных ранее автографов.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒