
При подборе аппликатуры правой руки в пассажах желательно избегать «перекрещивания» пальцев, но в исполнительской практике это не всегда удается, и гитаристу необходимо быть к этому готовым
Эта проблема полностью снимается при игре ломаных терций:
В работе над сложными техническими местами — пассажами, арпеджио, аккордами — целесообразно применять метод вариантов, то есть играть в медленных темпах, желательно forte, за счет экономных и импульсивных движений пальцев правой руки. При этом активизируется так называемая тактильная память, что способствует быстрому запоминанию текста.
Для развития самостоятельности пальцев левой руки полезны приводимые ниже упражнения, в которых следует обратить внимание на ритмичность исполнения, чему не должны мешать перемещения пальцев в низкие и высокие позиции.
Большую пользу принесут и упражнения Ф. Тарреги:
Эти упражнения были впервые опубликованы в 1910 году в Буэнос-Айресе Доминго Пратом, известным учеником Тарреги, в работе «Гаммы и арпеджио. Работа над техникой» (Escalas у arpegios de mecanismo tecnico).
Великолепные упражнения для большого пальца рекомендует основоположник «аппликатуры запаздывающей педали» немецкий гитарист и педагог Вольфганг Лендле в своей популярной работе «Гитарная техника для начинающих» (Gitarrentechnik für den Anfang). В этих упражнениях очень легко и удобно проконтролировать свободу именно большого пальца правой руки.
Заключение: профессия — педагог
Вторую половину XX столетия с полным основанием можно назвать эпохой возрождения классической гитары. Пожалуй, ни один вид инструментально-исполнительского искусства темпами своего развития не может сравниться с исполнительством на гитаре. Но несмотря на значительные творческие достижения отечественных гитаристов, в целом нельзя охарактеризовать гитарное искусство в нашей стране как процветающее. Одним из главных тормозов развития было и порой остается недостаточно серьезное отношение части музыкальной общественности к гитаре как академическому инструменту.
На фоне все более ощутимых успехов гитарного исполнительства наметилось, на наш взгляд, и явное отставание теории от практики. А, как известно, успех сопутствует лишь тогда, когда теория и практика шагают нога в ногу. Педагогическая деятельность — это непрерывный творческий процесс. Она постоянно ставит педагога в положение исследователя, выдвигает перед ним все новые задачи. Такую работу нельзя пустить на конвейер педагогического шаблона. Она требует индивидуального, тонкого и творческого отношения.
Сложность профессии заключается также в том, что труд этот, по существу, весь устремлен в будущее, а его результаты проявляются не сразу. Успешно заниматься музыкальной педагогикой может лишь тот, кто испытывает призвание к этому нелегкому труду. Не случайно все талантливые педагоги отличались почти фанатичной преданностью своему делу. Преподавание же без увлечения выливается в скучный процесс, мучительный как для учителя, так и для ученика.
К сожалению, многие гитаристы-педагоги не интересуются дидактической литературой других исполнительских школ, если она напрямую не связана со словом «гитара». Такая узкая направленность ограничивает музыкальный кругозор, и они часто бьются над вопросами, которые давно разработаны в других музыкальных дисциплинах, скажем, в фортепианной или скрипичной методике. Подобная ограниченность сводит всю работу этих «горе-педагогов» к банальному ремесленничеству.