Как научить играть на гитаре стр.37

В этом фрагменте нагрузка на палец р правой руки очень значительна. Необходимо играть jf, стараясь при этом выделять из общего музыкального контекста бас-мелодию. К исполнительским сложностям добавляются многочисленные акценты и sforzando.

В гитарной литературе часто встречаются шести звучные аккорды, которые можно исполнить только arpeggiato:

Ф. Сор. Большая соната ор. 22, ч. I

Предпочтительнее играть такие аккорды одним большим пальцем. При этом используются и подушечка пальца, и ноготь. Именно в данном варианте движения звук получается наиболее качественным.

Иногда допустимо играть аккорды гаБдиеайо:

Такие аккорды исполняются forte, sforzando. Но нужно следить за тем, чтобы аккорды, исполненные rasgueado, не звучали бы открыто, «вульгарно». Rasgueado должно охватывать все струны. У некоторых гитаристов rasgueado вялое и не всегда доходит до первой струны. В этом случае нужно использовать вес правой руки, представив, что после первой струны есть еще одна, которую следует зацепить.

Игра терциями

При игре терциями движения пальцев правой руки не отличаются от движений при игре аккордами. Исполнить терции можно различными аппликатурами: im, та. Можно подключить и большой палец, тогда аппликатурная схема выглядит таким образом: pi, рт. Можно чередовать пальцы i и т, например: pi-pm, pi-pm, что способствует расслаблению правой руки.

Пассажи терциями требуют особого внимания. Очень важно осознавать весь пассаж целиком. При этом надо слышать каждый отдельный интервал, но, в конечном итоге, пассаж — это цепочка интервалов, в которой элементы сливаются в единое целое.

Как только определяется аппликатура пассажа, необходимо расставить акценты или опорные звуки. Поскольку пассаж основан на триольном ритме, система акцентов может выглядеть так:

Впоследствии акценты снимаются и пассаж приобретает единство.

Пальцы левой руки не должны задерживаться на каком-либо отдельном интервале, иначе движение может нарушиться. Единая цепь интервалов, составляющая пассаж, упорядочивается акцентами.

Следующее упражнение рекомендуется для развития техники игры интервалами:

Оно поможет лучше ощутить смену позиций левой руки, что очень важно при игре двойными нотами.

Октавная техника

Нередко в гитарной литературе можно встретить такой вид техники, как игра октавами. Существует множество каприсов и этюдов, где октавы — основной элемент музыкальной ткани. Октавы — частый элемент музыкальной выразительности и в пьесах большего масштаба:

и. Альбенис. «Севилья»

При исполнении октав в правой руке возможна такая аппликатура:

Если выполняется второй вариант (б), то правая рука должна быть максимально расслаблена, так как используется не смена пальцев, а только вариант рт. Возможны смежные варианты:

Для развития техники правой руки при игре октавами можно рекомендовать следующее упражнение:

Когда используется палец р, не должно быть зажимов в ладони и кисти, иначе наступает перенапряжение отдельных мышц, и все движение нарушается. Для формирования ощущения двигательной свободы полезно следующее упражнение:

⇐ вернуться назад | | далее ⇒