И вот, наконец, дипломное выступление. Чайковский, Мусоргский, Бородин, Альбенис. Прелюдия и фуга Баха. Музыка, которую мы обычно связываем с тысячетрубным органом, исполняется на шести струнах гитары.
Человек, серьезно изучающий гитару, освоит не только ее широчайший репертуар, но и удивительные исполнительские возможности.
…Как-то в зале Библиотеки иностранной литературы в Москве шла лекция о гитаре, о советских и зарубежных исполнителях. Рассказ сопровождался магнитофонными записями. И вот лектор объявил «Воспоминание об Альгамбре» Франсиско Тарреги. А когда запись кончилась, один из слушателей спросил:
— Простите, а кто исполнял партию мандолины?
Наивность новичка развеселила аудиторию. Но лектор объяснил, что и гитара, и мандолина звучали в исполнении одного-единствен-ного музыканта. Точнее, мандолины не было, за нее — и за себя — выступала одна гитара. Обе роли она исполняет в этом произведении одновременно.
Эта способность гитары проявляется не только в «Воспоминании об Альгамбре». В своих «Грезах» Таррега использовал тот же прием, но уже в несколько ином воплощении.
Когда звучит романс Варламова «На заре ты ее не буди» в обработке Иванова-Крамского, мы явственно слышим вместе с гитарой и домру. Домра звучит и во многих других русских мелодиях, переложенных для гитары.
А в «Прелюдии № 1» Эйтора Вила Лобоса уже слышится виолончель. Вила Лобос вообще большой поклонник виолончели, и гитара охотно предоставила ему возможность имитировать на своей четвертой струне этот инструмент. Опять же виолончельная мелодия в этом произведении звучит одновременно с гитарой, хотя инструмент в руках исполнителя один — только гитара.
Мандолина, домра, виолончель — инструменты струнные, и гитара, имитируя их, не выходит все-таки за пределы своего типа инструментов. Но вот в «Вариациях на тему хоты» того же Франсиско Тар-реги гитара подражает кларнету, гобою, флейте, малому барабану, тамбурину.
Но и в «Вариациях на тему хоты» гитара не исчерпала себя, если говорить о ее возможностях, а не сравнивать достоинства музыкальных пьес. Советский гитарист Никита Кошкин сочинил оригинальную сюиту, которая называется «Игрушки принца». Обыч ных нотных знаков не хватило, чтобы ее записать. Сплошь и рядом в нотном тексте встречаются какие-то треугольники, квадратики, крестики, прямые и волнистые линии, а внизу, в примечаниях, рассказывается, как все эти знаки понимать и как их исполнять. Среди примечаний есть совершенно удивительное: как имитировать стук копыт лошади. Пусть это трюк, не вполне свойственный гитаре, но и он добавляет любопытный штрих к ее возможностям. Когда-то Бетховен говорил, что гитара — это целый оркестр. В заключение нашего короткого рассказа о возможностях гитары можно привести эти слова великого композитора без боязни, что они покажутся преувеличением.
Гитара марки Г. О. Гулински. Прага. 1754.
этом вроде бы простом вопросе стоит разобраться до того, как мы перейдем к истории русской семи струнной гитары.