На гитаре за 10 уроков стр.34

Легко запомнить, какие именно ноты расположены в промежутках между линейками, по их латинским названиям: FACE. Ноты на линейках -Е, G, Н, D, F — запомнить несколько сложней. Ноты, которые выходят за пределы пяти линеек, записываются с помощью добавочных линеек — продолжения нотоносца вверх или вниз, создающего еще линейки и еще промежутки между ними. Вот несколько нот, записанных па добавочных линейках:

Очевидно, что те ноты, которые находятся значительно ниже или выше нотоносца, весьма трудно прочитать. Поэтому их записывают пс в скрипичном ключе, а в других ключах: басовом, теноровом и т. д. Однако нам не обязательно знакомиться с этими ключами, поскольку их не ж -пользуют для записи гитарной музыки.

Схема на странице 21 показывает те поты, на которые настроена гитара, в их реальной высоте, а также их соответствие клавишам фортепиано. Если ноту Є под С первой октавы еще можно прочитать в скрипичном ключе, то уже нота О потребует огромного количества дополнительных

ЛИНееК:

Поэтому, чтобы было легче читать гитарные ноты в скрипичном ключе — а именно этим ключом пользуются для записи вокальных партий в песенниках и фортепианных переложениях популярной музыки, — их пишут на октаву выше реального звучания. Так, показанное вверху О обычно записывается так:

Пианисты, играя ноты точно так, как они записаны, играют реально. Гитаристы же играют их так, что они звучат октавой ниже. Вам следует об этом знать, хотя вряд ли вам это пригодится на практике.

До сих пор мы с вами знакомились только с нотами натурального звукоряда. То есть, потами без знаков % или К которые называются знаками альтерации (изменения). Лучший способ описать эти ноты — это показать их на клавиатуре фортепиано, обозначив латинским буквами от А доСі. (У обычного фортепиано 88 клавиш; в нем обычно семь клавиш С, включая среднее С — С первой октавы.)

Как вы видите, клавиши па фортепиано делятся на белые и черные, причем черные появляются группами по две или по три. Считается, что все соседние ноты на клавиатуре, независимо от их цвета, находятся друг от друга на расстоянии полутона. Так, черная клавиша между потами Си Г) находится па расстоянии полутона и от С, и от О; между двумя белыми клавишами, которые расположены рядом, — например, Е и Г, — тоже полутон. Черные клавиши заимствуют свои названия от рядом расположенных белых. Например, черпая клавиша справа от С может быть названа или С$ (С-диез), или (Б-бсмоль). (Диез повышает поту на полтона, а бемоль понижает.)

Коитсксг определяет, нужно ли считать черную ноту диезом или бемолем; для нас сейчас это не важно. Главное — четко понимать, где какая пота, независимо от того, как именно она записана.

На этих двух нотоносцах показаны тс же девять нот, которые можно сыграть и на гитаре, и на фортепиано. Знак бекара (і;) на нижнем нотоносце отменяет бемоль на предшествующей ноте. (Если рядом с какой-то нотой поставлен диез или бемапъл он сохраняется до следующей тактовой черты, если только не поставлен бекар.) Например, если вы хотите написать поты С, С# и опять С, то знак бекара нужно использовать так

⇐ вернуться назад | | далее ⇒