Как научить играть на гитаре стр.54

4) в нисходящем движении 4-й и 2-й пальцы поочередно поднимаются и после исполнения ми переносятся на пятую струну, причем 1-й палец продолжает оставаться на своем месте.

Благодаря этому упражнению, во-первых, отрабатывается правильная постановка левой руки, ибо играть его вне данной постановки невозможно, и, во-вторых, достигается свобода и независимость пальцев левой руки.

Игра подобных упражнений имеет большое значение для технического развития учащихся ДМШ и музыкальных училищ. При работе над ними необходимо следить за тем, чтобы пальцы левой руки в восходящем движении оставались на струне вплоть до движения вниз. Усвоив эти фигуры в одной позиции, целесообразно освоить их в других позициях. В этих упражнениях вырабатывается правильное положение пальцев и четкость их движений, пальцы привыкают к различным позициям и последовательностям, развивается беглость.

Работая над двух- и трехоктавными гаммами необходимо также исполнять их ритмическими группировками — дуолями, триолями, квартолями, квинтолями. Причем каждую гамму нужно играть 2—3 раза без остановок и повторений тоники. Ценность этих упражнений заключается в том, что ритмический отсчет идет не от ноты к ноте (как при игре гамм «вне ритма»), а ритмическими «блоками», что, в свою очередь, мобилизует исполнительский аппарат, вырабатывает синхронность движений рук.

Необходимо также играть гаммы со смешанными ритмическими рисунками:

Здесь отрабатываются элементы мелкой техники. Метрический отсчет желательно вести по целому такту, что способствует большей динамической устремленности групп шестнадцатых к сильной доле. Упражнения необходимо доводить до предельно быстрого темпа, не забывая при этом ни о синхронности движений обеих рук, ни о четкости звучания.

Ритмически организованная игра гамм способствует также овладению навыками смены позиций. Так, если играть двухоктавную гамму триолями три раза подряд (до совпадения акцента с основной нотой), то акцентуация каждый раз приходится на разные пальцы левой руки и разные моменты смены позиций.

При игре гамм необходимо следить за единым положением кисти правой руки. В восходящем движении кисть часто запаздывает, в результате чего пальцы по ходу движения к первой струне вместо того, чтобы сохранить полукруглое положение, распрямляются. Этот недостаток хорошо исправляется следующим упражнением:

При комбинированном звукоизвлечении (4 щипка — 4 удара) необходимо добиваться единого, полукруглого положения пальцев правой руки; при ударе лишь последняя фаланга становится более эластичной.

В работе над пальцевой техникой следует прививать ученику навык одновременной установки на струну двух и более пальцев — так называемых «приготовленных движений» (здесь и далее продольная скобка обозначает приготовленные пальцы):

Приготовленные пальцы особенно важны при исполнении нисходящего легато.

В восходящем движении 1-й палец зачастую также является опорным и, скользя по ладам, должен постоянно находиться на струне. В примерах 9, 10 опорным является не только 1-й, но и 2-й палец:

⇐ вернуться назад | | далее ⇒