Как научить играть на гитаре стр.43

Гаммы зачастую являются основными звеньями большинства технических эпизодов художественных произведений. Учащийся, ежедневно работающий над гаммами, со временем способен довести их до виртуозного блеска. Играть гаммы следует всеми штрихами, во всех ритмических и артикуляционных вариантах. Такой метод позволяет не только в совершенстве овладеть грифом инструмента, но и выработать яркость и острую характерность штрихов, наиболее распространенных ритмических рисунков и артикуляционных группировок.

Техническое развитие ученика во многом зависит от того, сумел ли педагог привить ему любовь к этюдам. Изучая этюд, учащийся может идти на риск, не опасаясь его «заболтать» (этюд, в отличие от художественного произведения, не выносится на концертную эстраду). Талантливый ученик смело вступает в схватку с техническими трудностями этюда. При добросовестном изучении большого числа этюдов молодой музыкант постепенно нарабатывает виртуозную технику широкого профиля.

В основе подобной техники лежит формирование так называемого подвижного навыка. Когда учащийся хорошо выучил одно произведение, у него сформировался простой навык. Длительная работа над другими произведениями ведет к образованию новых простых навыков. При игре большого количества гамм, упражнений, этюдов и художественных произведений у учащегося вырабатывается подвижный навык, позволяющий без большой предварительной подготовки решать сложные технические задачи, когда срабатывает предыдущий опыт и «метод аналогий». Подвижный навык является основой той поразительной приспособляемости исполнительского аппарата к быстрому решению самых сложных технических проблем, которой обладают музыканты-виртуозы.

Некоторые педагоги-гитаристы проявляют недостаточно требовательное отношение к степени завершенности и качеству исполнения изучаемого этюда. Поэтому многие ученики сводят работу над этюдами к их простому проигрыванию. Такой метод малоперспективен.

Над этюдом нужно работать так же тщательно и добросовестно, как и над пьесой. Изучать этюд необходимо до тех пор, пока степень его готовности не достигнет уровня, соответствующего завершенности работы над художественным произведением. Такой подход к изучению этюда позволяет учащемуся, с одной стороны, получить от каждого этюда то полезное, что он может дать, а с другой — сыграть максимальное количество этюдов. Во всяком случае, молодые исполнители должны усвоить следующую закономерность: чем лучше выучен этюд, тем большую пользу он принесет. Исходя из этого, серьезные музыканты доводят исполнение этюдов до максимального совершенства. В автобиографии С. Прокофьев вспоминал, что в детстве, работая над этюдами, он считал этюд выученным лишь после того, как мог играть его в пяти тональностях1.

Подбирая этюды для своих воспитанников, педагогу необходимо учитывать широкий круг самых различных факторов. Этюды должны в своей совокупности охватывать все виды техники, встречающиеся в гитарной литературе, разнообразные тональности, регистры, штрихи и ритмические варианты. Важно, чтобы предлагаемый ученику этюд был посильным. Как правило, следует придерживаться принципа постепенного возрастания сложности.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒