Как научить играть на гитаре стр.28

1 Речь в данном случае идет о позициях не выше одиннадцатой.

2 См. также: Гитнан А Практическая теория начального обучения гитариста. С. 30.

В действиях левой руки особое внимание необходимо уделять смене позиций. Этот аспект подробно разработан Э. Пухолем в «Школе»1. Заострим внимание лишь на одном важном моменте (третье правило позиционной игры): смена позиции осуществляется переносом кисти параллельно грифу2; расстояние между пальцами после перемещения должно соответствовать новой позиции.

Новая позиция подготавливается заранее, еще до того, как тот или иной палец перейдет в состояние активного нажима на струну. Принимая во внимание тот факт, что позиции отличаются по степени растяжения пальцев (при восходящем движении пальцы приближаются друт к Другу, а при нисходящем — расходятся), необходимо тренировать их, приучая к определенным расстояниям между ладами. Это достигается работой с гаммами, упражнениями на растяжение пальцев, над совершенствованием техники исполнения легато.

В заключение несколько слов о значении позиционной игры на классической гитаре. Исторически сложилось так, что роль позиции в работе левой руки гитариста выявлена недостаточно. Любой исполнитель или педагог знает о существовании позиций на гитаре, однако их значение осознает далеко не каждый. Недооценка позиционной игры объясняется, прежде всего, развитостью и богатством гитарной фактуры, многообразием положений левой руки на грифе. Если, скажем, у скрипачей, виолончелистов понятие позиции является одним из основных, базовых элементов техники левой руки, практическое освоение которого обязательно для музыканта, то у гитаристов часто термин «позиция» употребляется лишь для того, чтобы указать местонахождение 1-го пальца на том или ином ладу. Общие же слова о том, что игра в позиции помогает ориентироваться на грифе и способствует развитию техники, сами по себе ничего не значат, если не наполнить их ясным пониманием практических задач.

Другими словами, игра в позиции на гитаре имеет такое же основополагающее значение, как и на любом другом грифовом инструменте; работа над этим компонентом техники левой руки гитариста должна начинаться с первых уроков и контролироваться с неослабевающим вниманием все последующие годы обучения.

См. также: Гитман А. Практическая теория начального обучения гитариста. С. 28—29. В момент перехода действует первое правило игры в позиции.

ВОПРОСЫ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ТЕХНИКИ

Владислав Домогацкий

Из опыта молодого гитариста

У гитары — особая история и отличная от многих академических инструментов судьба: это один из самых популярных инструментов в быту и на эстраде и, в то же время, один из самых сложных для освоения.

В современном мире найдется немного музыкальных инструментов, столь распространенных среди людей всех возрастов, независимо от рода их занятий. Несколько простых аккордов на гитаре пытался освоить практически каждый. Жанровый диапазон гитарного репертуара по своей универсальности и широте может сравниться с фортепианным или скрипичным репертуаром.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒