Ритм стр.32

Если энергичные движения во время гимнастики причиняют физическую боль, то обычно в этом виноват сам ученик — это значит, что он еще не умеет владеть своим телом. Например, требовалось сделать резкое движение рукой вниз. Ученик жалуется, что это движение вызвало боль в плече или руке. Причина в том, что вместо того чтобы двигать рукою в указанном направлении, на самом деле он оттолкнул ее от себя, как какой-нибудь посторонний предмет. Но так как рука не представляет из себя предмет, который может быть брошен, то необходимо, чтобы противоположные группы мышц плеча, локтя, кисти и пальцев гармонично работали до ритмического момента окончания движения и сдерживали его.

Причины этой ошибки (отталкивание руки как постороннего предмета) могут быть различны:

1.    Плечевые мускулы дают толчок руке и сразу ослабевают, вся рука представляется чем-то посторонним, мы совсем не владеем ею к концу движения; в связи с этим и верхняя часть туловища принимает неправильное положение — боль может обнаружиться в области плеча, груди и спины.

2.    Плечевые мускулы делают правильное непрерывное движение до конца, но локтевые мускулы как бы швыряют руку и сразу ослабевают: предплечье и кисть становятся брошенным предметом, так как они не сдерживаются напряжением мышц в ритмический момент. Отсюда — боль в области локтя.

3.    Если же только кисть играет роль отброшенного предмета, то обычно обходится без болей. Но ритм движения, безусловно, страдает от того, что какой-нибудь член утратил свою упругость в момент пластического ударения.

Если одна группа мускулов почему-либо не примет участия в передаче впечатлений нервному центру, не будет стимулировать волю — это плохо отразится и на интеллектуальном развитии ребенка.

Упражнения на crescendo и diminuendo помогают нам ощущать ту часть нервной энергии, которая затрачивается на сокращение мышцы, сдерживающей тот или иной член во время его движения. Также этому способствуют движения членов, находящихся в полусогнутом состоянии. Упражнения такого рода в качестве подготовительной гимнастики к медленным маршам описаны в конце первого тома «Метода ритмической гимнастики»2«. Движения членов будут плавными, целесообразными только тогда, когда при помощи мускульного чувства в сознании будет выработано вполне ясное представление о доле участия, которую должны принимать в движении оба вида мышц — сгибатели и разгибатели. Эти мышцы должны работать гармонично, в полном соответствии друг с другом. Если это правило не соблюдается, если сокращения мышц начинаются слишком рано или слишком поздно, или они плохо рассчитаны, то этим движение может быть не только затруднено, но и совершенно парализовано. Одновременное несогласованное воздействие сгибателей и разгибателей приводит к состоянию статического напряжения, которое лишает члены тела возможности двигаться.

Некоторая степень статического напряжения (равновесие в мышечных сокращениях) необходима для всякого устойчивого положения тела, исключая спокойное лежачее положение.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒