В начале XX века новых школ для шестиструнной гитары не издавалось. Правда, в нескольких номерах журнала «Гитаристь» за 1904 год были опубликованы фрагменты «Метода» Ф. Сора. Двумя годами позже В. Лебедев, ученик И. Деккер-Шенка, выпустил «Новую школу для семиструнной гитары русского и испанского строя», где в первой части идет речь о соль-мажорном строе, а во второй — используется строй шестиструнной гитары с добавочным басом си. В своей «Школе» он неосторожно высказался об отсутствии системы в ранее выпущенных руководствах и об их непригодности для начинающих. Отвечая ему, В. Русанов, «трубадур семиструнной гитары досоветского времени»4, на страницах журнала «Гитаристь» разразился гневными упреками в адрес автора, обвинив его в стремлении «доказать, что русская семиструнная гитара есть гитара не в том виде, в каком должна быть». Отметив, что «Школа» В. Лебедева «является бледным сколком с осужденных школ, им значительно уступая», В. Русанов назвал ее «не только плохой, но и враждебной» (! — В. К), а также печальным результатом «смелости и легкомысленного отношения к русской семиструнной гитаре… к ее строю и народности» (! — В. К)5. В этой тираде отразился наметившийся раскол между сторонниками и противниками русского семиструнного строя, перешедший вскоре в открытую вражду.
Другие пособия для семиструнной гитары, опубликованные в начале XX века, в том числе и первая часть неоконченной «Школы» самого В. Русанова, не представляли значительного интереса.
В период 20-х — начала 30-х годов состоялось несколько переизданий старых учебников (Сихра, Высотский), появлялись и новые — довольно поверхностный «Самоучитель» В. Яшнева и «Школа-самоучитель» М. Иванова (оба для семиструнной гитары)1.
Таким образом, за сто с лишним лет бытования классической гитары в нашей стране не было опубликовано ни одного учебного пособия, сравнимого по своей значимости с испанскими и итальянскими «Методами» Д. Агуадо, Ф. Сора, М. Каркасси, Ф. Керулли и др2 Нельзя не отметить также отсутствие серьезного отечественного гитарного репертуара, не уступающего по масштабности музыке Ф. Сора, М. Джулиани или Ф. Тарреги (не говоря уже о музыкальной классике). Не было и яркой личности, способной убеждать, увлекать своим исполнительским и педагогическим мастерством.
Такой личностью для всего мира стал Андрее Сеговия, с чьим именем связано и новое возрождение интереса к гитаре в России. Гастроли А. Сеговии в СССР в 1926—1927 годах способствовали существенному изменению взглядов общественности на инструмент и дали новый толчок развитию гитарного исполнительства и образования. Вместе с тем с новой силой вспыхнула дискуссия «шестиструнников» и «семиструнников» о строе гитары, со временем переросшая в абсурдную вражду, напоминающую войну свиф-товских «остроконечников» и «тупоконечников». Эта борьба носила еще и некий идеологический оттенок: «русская народная», «совершенная» семиструнная гитара противопоставлялась ее апологетами «буржуазной», «упаднической» шестиструнной. Отсюда и запрет на преподавание гитары в профессиональных учебных заведениях, и острейший дефицит инструментов (особенно шестиструнных), и ужасающе плохое качество серийных гитар в 60—80-е годы.