Как научить играть на гитаре стр.62

Красивым способом соединения звуков является глиссандо, точнее, портаменто. Чтобы избежать путаницы, определимся с терминами: глиссандо — скольжение от одного звука к другому — прием, который обычно указывается в нотах и обязателен для исполнения Применительно к гитаре портаменто — то же, что и глиссандо, однако это, скорее, краска, которой пользуется исполнитель по своей воле и согласно собственному вкусу. В нотах портаменто обычно не обозначается, но редакторы могут и указывать его, используя знак глиссандо (прямая черта), который выставляется не между нотами, а между цифрами, обозначающими пальцы, как бы подчеркивая его аппликатурное назначение. Прием очень распространен в игре на гитаре, но применять его нужно осторожно, ненавязчиво, сообразно стилю и характеру музыки. Вместе с вибрацией портаменто придает звуку красоту и мелодичность:

С помощью портаменто можно сгладить перемену позиции. Надо только учитывать ритмическую структуру музыки и перемещать руку на возможно более длинной ноте:

В первом варианте аппликатуры (проставлена над нотной строкой) позиция меняется на коротком звуке си, что в темпе Allegro приводит к резкому рывку левой руки. Под нотной строкой показаны два варианта более мягкого, незаметного перехода, причем верхний, со сменой позиции на 4-м пальце, предпочтительнее.

Одним из важнейших элементов техники левой руки является| контроль над физическими усилиями — полезный нажим пальца на струну и снятие напряжения. Аппликатура здесь может играть не последнюю роль, в частности, в области употребления приема баррэ и игры в первой позиции, с открытыми струнами.

Использование открытых струн — вопрос спорный. Некоторые ] педагоги и исполнители ратуют за ограничение их применения из-за разницы в тембрах открытой и прижатой струны. Это, как мне представляется, в большой степени дело вкуса. Однако если принять во внимание физическую нагрузку на игровой аппарат гитариста, то иногда разумнее сыграть звук на открытой струне, нежели лишить себя этой короткой передышки.

Теми же соображениями нужно руководствоваться относитель-1 но баррэ. Думается, абсурдным будет отказ от него, хотя не исключена подчас возможность замены этого довольно трудного для левой руки приема на более легкую комбинацию пальцев там, где это может принести ощутимое ослабление физических усилий. С другой стороны, использование баррэ, не запланированного автором (редактором), порой существенно упрощает исполнение того или иного фрагмента.

Вообще, гитара в техническом отношении крайне трудна и не-1 удобна и часто требует от исполнителя приложения больших физических усилий при неестественном положении пальцев. Отсюда постоянная забота гитариста об их расслаблении, о поиске более простой аппликатуры и всевозможных ухищрений, позволяющих облегчить игру. Именно все эти трудности во многом рождают неповторимое своеобразие и, одновременно, несовершенство гитарного звучания. Здесь и некоторая непривычность фразировки, и «свист» басовых струн; звуки то «наплывают» друг на друга, то не соединяются; то все «гудит», то «рвется», а малейшая неточность влечет за собой пропадание звука. Несовершенство, совсем не разрушающее, но нередко создающее особую красоту и нежность, хрупкость и страстность, — то, I за что гитара снискала любовь и поклонение самых разных людей.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒