Для развития техники тремоло можно рекомендовать следующие упражнения:
В данной статье затронуты лишь некоторые методы работы гитариста, позволяющие преодолеть первоначальные исполнительские трудности. Путь музыканта к совершенству долог. Творческий процесс состоит из ежедневных многочасовых занятий, а преодоление каждой трудности требует терпения, веры в свои силы и умения учиться. Лишь тщательная, кропотливая работа, постоянное совершенствование техники позволят исполнителю обратить первые, еще неуверенные шаги в поступательное движение к вершинам мастерства.
Главное же для гитариста — понять, что гитара, самый демократичный из музыкальных инструментов, требует максимальных исполнительских затрат, чтобы приблизиться к художественному замыслу композитора, добиться убедительной интерпретации произведения, увлечь и покорить слушательскую аудиторию.
Николай Михайленко
Совершенствование исполнительской техники гитариста
Развитие технического мастерства исполнителя — одна из самых сложных проблем музыкальной педагогики. Ее сложность обусловлена тем, что педагогу приходится формировать у ученика тончайшую по внутренним импульсам систему двигательных приемов и навыков.
Под двигательной техникой понимается отраженная в специфических координациях система обобщенных игровых навыков, реализация которых обусловлена центральными механизмами формирования и управления автоматизированными движениями, а также уровнем развития периферийного аппарата исполнителя и степенью двигательной рациональности.
В отличие от чистой моторики, инструментально-исполнительская техника — это система навыков, имеющих конкретную музыкально-целевую направленность, обусловленную содержанием интерпретируемого произведения, особенностями творческого мышления гитариста, уровнем развития двигательной техники и степенью ее управляемости.
К элементам игровой техники принадлежат: ориентация на гитарном грифе и струнах; контроль тонуса напряжения мышц в пульсирующем (актив/пассив) или активном динамическом состоянии; разнообразные виды контактирования со струнами; звукоизвлечение; акцентуация; штрихи; координация различных видов движений; слу-хо-моторное опережение; сосредоточенность, стойкость и многоплановость внимания; психотехника.
Доведение исполнительской техники до высших уровней мастерства предполагает постоянное совершенствование отдельных ее элементов. Это вызвано как субъективными (внутренней потребностью творческого роста музыканта), так и объективными причинами: необходимостью овладения новыми оригинальными приемами, не встречавшимися ранее, или появлением иных, специфических условий функционирования уже усвоенных навыков. Нередко в новых музыкальных произведениях освоенные ранее элементы техники, а также вновь приобретенные навыки и умения выступают в иных, непривычных для исполнителя взаимосвязях и взаимодействиях.
В технической работе музыканта-исполнителя сознание — в зависимости от конкретной задачи, определяемой сложившейся ситуацией, — может быть направлено в сторону решения как художественных проблем, так и двигательных, либо распределено между тем и другим.