Как научить играть на гитаре стр.97

Под предлогом существования особого способа взятия струны многие настаивали на школе Тарреги, хотя наличие оной лучше всего опровергают сами же ее представители. Посмотрим, насколько мы правы: доктор Северино Гарсия Фортеа, ученик Тарреги с юности и до последних дней жизни маэстро, играл с довольно выраженными

1 Видаль Р. Ж. Заметки о гитаре, предлагаемые Андресом Сеговией. М., 1990.

ногтями; Мигель Льобет, учившийся у Тарреги в последнее десятилетие XX века, играет и подушечкой, и ногтями на одинаково высоком уровне; Мария Рита Бронди — выступающими ногтями и металлическим наконечником на большом пальце (как на современной цитре); Даниэль Фортеа — подушечкой, за исключением большого пальца с ногтем внушительной длины; Хосефина Робледо — только подушечкой. Мы не знаем других способов звукоизвлечения, но если у Тарреги появились бы новые ученики, несомненно, возникли бы и новые варианты. Что касается способа держать инструмент горизонтально (применямого Хосефиной Робледо) или отклоненным вверх (что характерно для самого Тарреги), и положения рук с более или менее выступающим запястьем — все это ученики Тарреги делают по-разному.

Можно ли назвать это разнообразие способов школой? Ясно, что нет. И даже если бы у всех его учеников были одинаковые посадка, положение рук и взятие струны, это тоже не было бы школой, а просто способом исполнения, различным в разное время. Школа — это совокупность правил, касающихся разных сторон гитарной техники обеих рук, что и определяет особую манеру исполнения гамм, различных созвучии, портаменто, арпеджио, аккордов, легато, трелей, пиццикато, вибрато и т. п. Манеру, которая, отличаясь от других способами реализации приемов, была бы способна дать приемлемые результаты.

Д. Прату

Искусство интерпретации

Характер сочинения и темп — это единое целое. Как только ви увеличиваете темп в два раза или уменьшаете его, то Музыке это не нравится. Нужно играть в том темпе, который нравится Музыке, а не вам. Спросите у Музыки, нравится ли ей этот темп или нет И она вам тут же ответит.

А. Фраучи2

Чрезвычайно важно — уметь оговариваться. Не ошибаться, а оговариваться. Делать это профессионально, мастерски. Ведь что происходит: зал реагирует не столько на саму ошибку, сколько на реакцию исполнителя. Если тебя всего передернуло — и внутренне, и внешнб| — всех передернет. А если ты невозмутим и, самое главное, не скис, то и нет никаких последствий — впереди столько удовольствия! А раз так, то и нечего бояться. Но этому надо учиться. Надо учиться правильно оговариваться и ни в коем случае не переигрывать.

Е. Финкельштейн1

Я довольно гибок в отношении интерпретаций и не придаю им большого значения; считаю, что молодые гитаристы, подающие надежды, должны иметь свое собственное мнение. Но ученикам я объясняю, почему делаю те или иные веши, когда играю. Этому всегда есть определенное обоснование. Причина может быть поэтической, либо практической, но я всегда знаю, почему делаю именно так.

Я воспринимаю музыку как большой образ, в котором находится множество маленьких образов. Макро-образы и микро-образы, если угодно. Я слышу столько разных моментов в музыке, маленьких, возможно, крошечных вещей, и пульс, и энергию, всегда направленные вперед. В связи с этим мне любопытно, как сегодня играют некоторые музыканты. Они могут играть довольно ритмично, но в их исполнении нет движения. Они не всегда знают, как распределить время, делающее музыку такой волнующей и поэтичной… Это своего рода балансирование на грани ритма; я нахожу его довольно увлекательным, добавляющим напряжение во все эти микро-образы. Гитара наполнена этим, потому что каждая нота как бы умирает вместе с вами. Каждый раз, когда вы извлекаете звук, происходит его угасание, и вся ваша жизнь возрождает его.

Дж. Брим7

Интерпретация подобна жизни — это сама свобода…

А. Сеговия3

Мало кто даже подозревает, какие требования предъявляет овладение инструментом… Сколько часов изнурительного до страдания труда нужно нам, сколько недель, месяцев, лет проводим мы, шлифуя какой-нибудь пассаж, заставляя его блистать, извлекая из него луч света! И когда мы считаем, что он доведен до совершенства, приходится еще упорней трудиться весь остаток дней своих, чтобы пальцы не забыли выученный урок и не заплутались бы вновь в арпеджио, акцентах, гаммах, трелях, мордентах и аккордах! А если от простой техники мы переходим к духовной сфере интерпретации — через какую томительную тревогу нужно пройти, чтобы открыть за немыми значками душу произведения, сколько сомнений и терзаний пережить, чтобы прозреть то, что не запечатлено на бумаге…

А. Сеговия1

⇐ вернуться назад |