В девятом такте и в конце песни «Клен ты мой опавший» вам встретится новое, незнакомое вам прежде обозначение — двойная тактовая черта с двумя точками рядом с ней. Эта так называемый знак репризы, или повтора. Его смысл в том, что в последующих куплетах песни мелодию нужно повторять именно с девятого такта и до конца, а такты с первого по восьмой исполняются только один раз.
В песне «Клен ты мой опавший» вы научитесь также новому способу игры аккордов — перебору струн всеми пальцами правой руки, а заодно познакомитесь с еще одним способом записи музыки — табулатурой. Игра перебором напоминает уже известный вам прием «бас — — щипок», но вместо того чтобы защипывать все струны (кроме баса) одновременно, их следует перебирать по очереди. Когда струлны защипывают не одновременно, а поочередно, то такое исполнение уже нельзя назвать аккордовым, это арпеджио. В таком стиле арпеджио написана, например, первая часть «Лунной сонаты» Бетховена. Однако для гитары, как кажется, куда лучше подходит все-таки термин «перебор».
Проще всего точно описать тот несложный вид перебора, с которого вы начнете, — это изобразить его в виде табулатуры. Эта сравнительно примитивная форма записи музыки, возникшая, как кажегся, еще в XV в., обычно использовалась для инструментов из семейства лютни; однако ею часто пользовались и для клавишных инструментов. Иногда табулатурой пользовался И. С Бах (1685—1750). В наше время табулатурой пользуются при обучении музыке тех, кто не умеет читать музыку7 в традиционной записи, но знает, сколько у гитары струн и вполне способен посчитать лады. Шесть линий табулатуры изображают шесть струн гитары, а номера в кружочках на линиях указывают лады на отдельных струнах. (Иногда номера ладов не обводятся кружочками, особенно если указаны открытые струны.) Например, аккорд Ет в табулатурной записи будет выглядеть так:
Аккорд Ет состоит из нот Е, Н и в; ударив по струнам именно так, как показано в табулатуре, вы получите аккорд Ет. Вот равнозначная этой табулатуре схема:
Ниже дан аккорд Н7 в табулатурной записи и в виде схемы:
Тс табулатуры, с которыми мы только что познакомились, показывают, какие именно лады нужно нажать пальцами левой руки, но не пока-*ывают Какими именно пальцами правой руки нужн< при этом защипы вать струны. Пальцы правой руки в табулятурах обычно обозначаются большими буквами Б, У, С, Бз, что означает большой, указательный, средний, безымянный. По-английски они обозначаются соответственно буквами Т (thumb), I (index), M (middle), R (ring finger); по-испански же P (pul-gar), I (indice), M (medio), A (annular). Эти буквы ставятся прямо под линиями табулатуры. Например, бас большим пальцем и щипок в аккорде Ет могут быть показаны в табулатурс так:
Последовательное извлечение звуков в аккорде Ет может быть показано так:
Вам нужно защипнуть открытую шестую струну большим пальцем, открытую третью струпу указательным, открытую вторую средним и открытую первую безымянным пальцами; затем большим пальцем защипывается четвертая струна, прижатая на втором ладу, а все остальное исполняется без изменений.