В первую очередь они связаны с проблемой координации действий пальцев правой и левой рук. Гитара — щипковый инструмент, и длительность ее звука ограничена, так как колебания струны довольно быстро угасают. Кроме того, струна моментально глушится, если палец левой руки поднимается, или ее касается палец правой руки. Отсюда понятна большая трудность в достижении связной игры и необходимость постоянного контроля над действиями пальцев обеих рук.
В чем же заключается их координация? Рассмотрим простой пример:
После извлечения звука до пальцем і нужно поставить 3-й палец на 3-й лад и палец т на вторую струну. Представим длительности звуков в виде следующих отрезков:
В каком месте временнбго отрезка АВ нужно установить пальцы на струну для извлечения следующего звука ре? Какой палец встает раньше: 3-й левой руки, т, или они должны опуститься на струну одновременно? Предположим, нам надо получить максимально долгий звук (легато). Это означает, что время А1 В — от момента начала установки пальцев на струне до извлечения следующего звука — должно быть, соответственно, максимально коротким, и пальцы обеих рук [т и 3-й) ставятся на струну одновременно:
Теперь рассмотрим переход в обратном направлении: от звука ре к звуку до. Принцип тот же самый: в момент начдла поді.сма 3-го пальца 1-й начин *>т нажим ил струну, и одновременно устанавливается палец правой руки:
Такова схема скоординированной работы пальцев при поступен-ном движении звуков. Для того чтобы отработать четкость исполнения» можно начинать проигрывание гаммы с медленного темпа внач!-ле ставя пальцы на половине длительности, затем — постепенно укорачивая паузу и переходя к более долгам звукам:
С увеличением темпа цезура между звуками становится практически незаметной.
Таких образом, достижение четкости и ровности при исполнении гамм на первом этапе основывается на отрабатывании координации движении пальцев обеих рук. Способы ее развития заключены в игре гамм как простейшими группировками длительностей (дуоли триоли, квартоли), так и с привлечением более сложных ритмических фигур: пунктирный ритм, восьмая—две шестнадц ітие них вдриан-тон. Безусловно важной является также работа над чередованием всех пар пальців правой руки: і-ш, т-а, 1-а. Она осуществляется параллельно с решением координационных и ритмических яадач. Кроме того, обязательно применение двух приемов звукоизплечения — игапсіо и ароуапсЗо
Что же касается контрольного исполнения гамм на зачетах по технике, то здесь можно использовать любые заранее оговоренные варианты1.
По мере роста исполнительского уровня ученика повышаются требования к качеству исполнения гамм. Перед учеником необходимо ставить уже более сложные задачи — артикуляционные, динамические, тембровые. Постепенно гамма становится материалом для художественной работы. «Гаммы должны звучать как концерт!» — решительно требовал П. Столярский2. Нельзя не сказать и о важности темпа исполнения. «Не просто сыграть гамму правильными пальцами и без ошибок, а исполнить ее быстро и так, чтобы она вызывала эстетическое удовольствие — вот цель работы над гаммами!»3