Как научить играть на гитаре стр.57

История музыкальной педагогики, опыт работы показывают, что в классе у педагога не может быть даже двух одинаковых учеников. Чтобы обеспечить оптимальные условия развития каждому из них, общие педагогические принципы обязательно должны преломляться сквозь призму индивидуального подхода: то, что полезно одному, может навредить другому.

Индивидуальные особенности учеников бесконечно разнообразны. Существенные различия наблюдаются в их анатомо-физиологиче-ских данных, психических свойствах, музыкальных способностях. Исследуя эти особенности, прогрессивные педагоги усомнились в возможности найти единственную, абсолютно верную и одинаково пригодную для всех постановку исполнительского аппарата, систему совершенствования технических приемов, методику развития музыкальных способностей.

Опытные педагоги в своей повседневной практике изучают особенности и характеры своих учеников и на этом основании ищут «ключ» к каждому из них, определяя те оптимальные методические средства, с помощью которых можно каждого ученика научить трудиться с полной отдачей сил. Один для этой цели нуждается в поощрениях, к другому следует проявлять постоянную требовательность, третьему необходимо предоставить ббльпгую самостоятельность, и т. д.

Высшей формой проявления личностного подхода к ученику является воспитание творческой индивидуальности. Изучив психические особенности каждого ученика, педагог должен разглядеть его творческое своеобразие, «непохожесть» на других и далее целенаправленно развивать творческую самостоятельность своих учеников, исходя из их индивидуальных качеств.

В работе с учениками важно способствовать становлению личности, вооружить их той суммой знаний и умений, которые потребуются им в последующей самостоятельной, профессиональной работе.

Вадим Кузнецов

О гитарной аппликатуре

Проблема аппликатуры — одна из наиболее сложных в музыкальной педагогике. Полезный, рациональный подбор пальцев во многом определяет исполнительский успех на любом инструменте. Однако можно смело утверждать, что это едва ли не самый больной вопрос гитариста, коренным образом влияющий на все стороны исполнения: смысловое содержание и художественную выразительность, музыкальный стиль, штрихи, физическое удобство, манеру и эстетику игры.

В чем же состоит специфика гитарной аппликатуры? Прежде всего в том, что в отличие от прочих струнных грифовых инструментов аппликатура есть не только в левой, но и в правой руке гитариста. При этом функции и движения левой и правой рук существенно отличаются друг от друга, что требует особого внимания к сочетанию их аппликатур.

Кроме того, аппликатура левой руки многовариантна: одни и те же звуки можно извлечь на разных струнах. Например, звук ми первой октавы находится на первой открытой струне, а также на 5-м ладу второй струны, на 9-м ладу третьей и, наконец, на 14-м ладу четвертой. Если же использовать еще натуральные и искусственные флажолеты, то число вариантов возрастет до семи!

В результате собственно аппликатурный выбор усложняется, в зависимости от фактуры, еще и выбором струны, согласованием аппликатур обеих рук, а в целом превращается в трудную задачу, требующую глубокой исследовательской работы, неустанных поисков синтеза «музыкально-смыслового» (по выражению Г. Нейгауза) и физического удобства. Решение этой задачи во многом определяет исполнительский стиль, «почерк» гитариста, становится важнейшим компонентом исполнительской редакции. О последнем, думаю, будет уместно сказать несколько слов.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒