Завершает сборник подборка высказываний известных деятелей гитарного искусства об инструменте, исполнительстве на классической гитаре, о методике работы над исполнительской техникой и интерпретации музыкальных произведений.
Приношу глубокую благодарность авторам статей за их благородный труд и бесценную помощь, оказанную при составлении сборника, сотрудникам Издательского дома «Классика-ХХ1» за проявленные инициативу, оперативность и понимание. Работая над книгой, мы все искренне надеялись расширить круг творческих интересов отечественных представителей гитарного искусства, побудить их активнее анализировать свою практическую деятельность и заниматься ее теоретическим обобщением.
В. Кузнецов
ОСНОВЫ ИГРЫ НА КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЕ
Александр Гитман
Практическая теория начального обучения гитариста
Правая рука
Общие принципы постановки
Функции правой и левой рук у исполнителей на струнных грифо-вых инструментах совершенно различны. Левая рука как бы подготавливает «музыку», правая же извлекает звуки.
Красота звука — заветная цель каждого исполнителя. Звук «создается» правой рукой. Поэтому именно ей надо уделить основное внимание в начальный период обучения.
Многие трудности в постановке правой руки возникают потому, что из процесса игры исключаются мышцы спины и плеча, это приводит к скованности и, как результат, неполноценному звуку. Представьте пианиста, сидящего на стуле с подлокотниками. Вес его руки приходится на подлокотник, а в игре участвует только кисть и пальцы. Часто гитарист играет именно так — опираясь на корпус гитары. Руку же надо чувствовать всю от плеча, держа ее как бы навесу, хотя предплечье и касается корпуса инструмента.
Чтобы ученик смог почувствовать вес руки при правильном положении, нужно проделать следующее:
1. Ученик встает. Правая рука свободно висит вдоль туловища. Пальцы полусогнуты. Большой палец слегка касается указательного. В этом положении предплечье и кисть находятся на одной прямой (рис. 1).
2. Рука сгибается в локте. Угол между плечом и предплечьем примерно 90°. Кисть держится на одной линии с предплечьем.
3. Кисть дотрагивается до живота только поворотом плеча (рис. 2).
4. Не нарушая положения кисти и предплечья, плечо отводится вперед примерно на 45°.
5. Запястье делается слегка выпуклым Это и есть положение правой руки. Заметьте, что кисть не висит свободно, а именно держится в нужном положении (рис. 3).
Кисть может совершать ротационное (вращательное) движение вокруг своей оси, которым осуществляется, например, поворот ключа в замке. В данном движении различают пронацию и супинацию: при пронации ладонь смотрит вниз, при супинации — вверх.
Гитара является единственным струпным грифовым инструментом, где в правой руке необходима пальцевая игра. При пальцевой игре «требуется всегда довольно сильная пронация, что утомительно, особенно для начинающих»1. Это замечание, сделанное по поводу фортепианной игры, верно и в отношении гитары. При игре на домре, балалайке используется кистевое звукоизвлечение, когда рука принимает положение то пронации, то супинации (точнее, полупронации и полусупинации). При игре на гитаре кисть практически не меняет своего положения, то есть находится в состоянии пронации.