Практически все компании вычитают 25% за упаковку компакт-дисков и всех этих других носителей (хотя за упаковку виниловых пластинок вычитается 10%, аза упаковку кассет— 20%), и все больше компаний включают дополнительные вычеты из ставки гонорара (например, за компакт-диск вы получите 75%—80% от ставки за аналоговую кассету). Другие предлагают вам полную ставку, но заигрывают с розничной ценой, и есть одна компания, вычитающая дополнительные 5% за бесплатные товары дистрибьютору (т.е. 20% за компакт-диск, хотя всего 15% за аналоговую кассету). Короче, полный бардак.
Недавно я готовился к лекции и обзвонил всех крупных дистрибьюторов, чтобы спросить, как они вычисляют гонорары за компакт-диски. К моему удивлению, от всех я получил разные ответы! Они просили меня сильно не распространяться о конкретно используемых ими методах, но это как раз не важно. Важно то, что используемые при обсуждении гонораров методы меняются с молниеносной скоростью, то есть всегда можно поторговаться. Главное, что надо учесть: если вы рассматриваете вариант контракта с компанией, сядьте вместе с ними и пройдите через все стадии вычисления вашего гонорара за компакт-диски. Это единственный способ понять, какую же сумму действительно составит ваш гонорар, и сравнить ее с предложением другой компании.
Вот пара примеров, чтобы облегчить вам вычисления:
Пример. Предположим, ставка гонорара артиста составляет 10%, и компания платит 85% от этой ставки за компакт-диски (т.е. 8.5%). Вот как будет вычисляться гонорар за компакт-диски при розничной цене 115.98:
Розничная цена, |
15.98 |
|
Минус 25% за упаковку |
-3,99 |
|
База оплаты |
11.98 |
|
Ставка гонорара |
‘8.5% |
|
ГОНОРАР (ОКРУГЛЕННО) |
* |
1.01 |
Некоторые компании берут искусственную ставку гонорара, которую определяют как 130% от оптовой цены. Откуда взялась эта цифра — понятия не имею, но компании ухватились за нее, сообразив, что это очередной способ сократить гонорар артиста. Однако даже на практике это не железный закон. Оптовая цена в компаниях, не предлагающих бесплатных товаров, ниже оптовой цены в компаниях, предлагающих таковые. Однако и те, и другие платят по 85% проданных пластинок При этом компании, не имеющие бесплатных товаров, обычно платят гонорар по компакт-дискам в том же размере, что и по аналоговым кассетам (т.е. 10%), в то время как компании с бесплатными товарами платят с этой ставки 80%—85% (т.е. 8%—8.5%). Получается то же самое.
Запутались? Когда вы увидите цифры, вам будет проще. Предположим, ставка артиста за аналоговые кассеты составляет 10%, и компания не предлагает никаких бесплатных товаров (но платит по 85%). Вот что получается:
Оптовая цена |
% |
10.30 |
Коэффициент |
*ио% |
|
Искусственная розничная цена |
S |
13.39 |
Минус: 25% за упаковку |
-ЪЛЧ |
|
База оплаты |
$ |
10.04 |
Ставка гонорара |
• 10% |
|
ГОНОРАР (ОКРУГЛЕНО) |
$ |
1.00 |
С другой стороны, если компания предлагает бесплатные товары, оптовая цена получится выше. Но гонорар они платят по ставке 85%, так что получается то же самое:
Оптовая цена |
* 12.12 |
(цена выше!) |
Коэффициент |
||
Искусственная розничная цена |
S 15.76 |
|
Минус: 2 5% за упаковку |
-=*.94 |
|
База оплаты |
1 11.82 |
|
Ставка гонорара |
•8.5% |
(ставка 85%!) |
ГОНОРАР (ОКРУГЛЕНО) |
$ 1.00 |
Когда-то можно было при желании добиться условия о том, что гонорар за продажи пластинок по любой новой технологии будет оговорен в момент выпуска. Сегодня добиться этого сложнее, поскольку новые технологии появляются одна за другой. (Если даже вам удастся этого добиться, звукозаписывающая компания все равно даст ясно понять, что она все равно продаст эти пластинки безо всякого контракта с вами, а гонорар обсудит позже.) Скорее всего, ваша компания будет настаивать на предварительно оговоренной ставки, выраженной в процентах (обычно 75%—80%) от гонорара за аналоговую кассету.