“Kill ‘Em All” завершается песней ‘Metal Militia’27, песней, которая редко упоминается при обсуждении достоинств альбома. Хотя она и не так заметна, как незыблемая классика записи — ‘Whiplash’ и ‘Seek And Destroy’, и вполне возможно ‘The Four Horsemen’ и ‘Motorbreath’, это быстрая, мощная, практически полу-прогрессивная композиция со сложными рифами. Клифф находится на вершине композиции, не слишком много импровизируя вне основного риффа, даже когда ему отводится место для соло на 3:08, он играет состоящее из одной ноты гудение.
Дебютный альбом Металлика рецензировался снова и снова до бесконечности более двадцати пяти с лишним лет после своего выпуска, и долгое время считался одним из лучших альбомов в жанре трэш-метал из когда-либо выпущенных. Бесспорно, местами он шероховат и тексты песен иногда удивительно просты, но в этом всё и дело. Пластинка была написана пьяными подростками и записана любителями, что подразумевает взрыв чистой энергии без каких-либо существенных ограничений.
По меньшей мере, именно так и оценивают этот альбом большинство слушателей. Я полагаю, что музыканты были умны не по годам, овладев своими инструментами в поразительно раннем возрасте, и что к 1983 году они знали, что делают на уровне сознания взрослого человека. Ларс в то время скорее всего был не более чем барабанщиком-любителем, Кирк тоже ещё не обрел свой собственный голос, не считая тех искромётных соло, которые он исполнил, однако Клифф, Джеймс и особенно Дейв Мастейн, чьё скрытое присутствие чувствуется на протяжении всего “Kill ‘Em All”, уже приблизились к статусу виртуозов своих музыкальных инструментов к достижению двадцатилетнего возраста. Альбом не безупречен, но за песнями стоит группа, состоящая из талантов мирового класса.
Если сравнить игру бас-гитары на “Kill ‘Em All”, какой бы несовершенной пластинка ни была, с басом других ранних трэш-альбомов, становится очевидно, каким продвинутым был Клифф на сцене района Залива. Следующим трэш-альбомом из блока всемирно известных групп была дебютная пластинка “Show No Mercy” группы «Slayer», выпущенная в декабре 1983 года, и подобно “KEA”, ей было ещё далеко до тонкой изысканности, которой охарактеризуются последующие альбомы её создателей. Преследуя похожие цели, поскольку этот альбом также был написан группой подростков-металлистов в гараже, “Show No Mercy” представил игру на бас-гитаре в исполнении Тома Арайи, совершенно иного музыканта в отличие от Клиффа.
По обоюдному согласию, Арайа пел песни «Slayer» наряду с игрой на бас-гитаре, по этой причине он не мог писать сложные импровизации для баса. Тем не менее, если смотреть шире, «Slayer» и трэш-метал группы, последовавшие за ними, такие, как «Exodus», «Dark Angel», «Death Angel», «Forbidden», «Testament», «Kreator», «Sodom», «Sepul-tura», «Onslaught» и целая плеяда трэшеров из других стран, в основном довольствовались исполнением басовых партий, повторяющих гитарные риффы. Можно поспорить, что данный подход придал песням больше мощи, но в случае Металлика Клифф достиг баланса между исполнением в унисон и мелодическим самовыражением без какого-либо вреда для общей тяжести звука. В значительные исключения из правил входят Фрэнк Белло из «Anthrax» и Дейв Эллефсон из «Megadeth».