

Небезынтересно отметить, что мелизматика, например, в творчестве Л. Бетховена постепенно утрачивает типично украшательский смысл, становясь мотив-ной ячейкой, из которой рождаются оригинальные по выразительности мелодические обороты.
Конечно, мелизматика играла значительную роль в построении мелодий в старинной музыке. В произведениях И. С. Баха, Ф. Э. Баха, Ф. Куперена, Ж. Рамо группетто расшифровывалось как мелодический оборот из четырех звуков (см. пример 108). Начиная приблизительно с клавирного творчества В. Моцарта, широкое распространение получает группетто из пяти звуков (см. пример 113 на с. 156).
Группетто нередко сочетается с простым мордентом. В этом случае вся фигура исполняется за счет длительности основного звука, переходя обычно в четырехзвуковое группетто:
В наше время из мелизмов в основном употребляются трель и форшлаг. Мелодические обороты мордента и группетто выписывают нотами. Поистине уникальный образец трелей представляет собой «Поэма экстаза» А. Скрябина, где они становятся основной мотивной ячейкой в создании изысканной оркестровой фактуры.
Симметрия в мелизматике наиболее ярко выражается в морденте, трели и группетто. Это и понятно: помещенный в центре фигуры вспомогательный тон (верхний или нижний) по бокам обязательно как бы опоясывается основными, образуя строгую симметрию (мордент).
Комбинацию многократных повторов из таких фигур (как бы их мультипликацию) представляет собой известная уже вам трель.
В группетто из четырех звуков зеркально отражающиеся в движении звуки выливаются в последовательную мелодическую линию. В пятизвуковом группетто можно усматривать несколько симметричных образований — как дважды соединенный мордент с основным звуком в середине и собственно пятизвуковое группетто с парным расположением звуков от основного, помещенного в середине.
Все это тесно соприкасалось с азами построения мелодии, элементарные мотивные ячейки которой ярко отражает мелизматика.
Таким образом, мелизматика являет собой пример симметрии и зрительной, и слуховой. В нотации существуют приемы ее сокращения, в некоторых случаях лишающие произведение зрительной симметрии, однако без ущерба для его звучания.
или Знаки сокращения нотного письма
Слово «аббревиатура» в переводе означает сокращение (abbreviature, итал.). В классической и народной музыке разных стран, разных национальностей чрезвычайно часто употребляются повторения всего произведения целиком или отдельных его частей. Повторяемые части могут быть большими или меньшими в зависимости от значения их в структуре формы. Простейшим образцом повторности может служить куплетная форма песни или романса. В этом случае выписывают один куплет, в конце которого ставят знак репризы (повторения) — :|1 Текст песни или романса пишут в промежутке между нотными станами вокальной строчки и аккомпанемента. Первый куплет — 1. Второй — 2. И так далее в зависимости от их количества. Если все повторения не имеют никаких изменений, то они ограничиваются вышеуказанным знаком. Но чаще всего последний куплет имеет другое окончание. В этом случае требуется дополнительное обозначение репризности: последний такт (или несколько их) одинаково исполняемых куплетов сверху охватывается квадратной скобкой, цифры под которой указывают количество одинаковых куплетов. Затем выписывают последний такт (или такты) окончательного куплета с такой же скобкой и соответствующей цифрой. Например: ;цг‘ ц. Такие обозначения получили название «воль та» (знак, отмечающий различные окончания повторяющегося раздела произведения). Само слово в переводе с итальянского обозначает «раз», то есть— в первый раз, во второй раз (или первая вольта, вторая вольта и так далее). Такие же обозначения применяются и для инструментальной музыки с той разницей, что, как правило, более одного повторения не бывает.