Занимательная теория музыки стр.15

Человеческому уху доступны не все существующие в природе колебания воздушной среды: нижний порог слышимости — 16 герц в секунду (герц— единица измерения воздушных колебаний), верхний — 20 ООО герц.

Человек шагал по тысячелетиям, «сортируя» звуки, выбирал те, что были пригодны для него самого, которые он мог воспроизвести голосом, прислушивался к другим, недоступным для голоса, но в чем-то похожим на первые. «Икстысяче-летие» спустя их накопилось достаточно много: от 16 до 4000—4500 герц.

Как говорится, много воды утекло, пока человечество ощутило и осознало высоту звука. Но до математических вычислений было еще далеко. Это мы авансом преподнесли вам несколько цифр, авось пригодятся…

Как человек пытался привести в какой-то порядок систему, весь этот огромнейший набор звуков, мы попробуем рассказать в следующей главе, которая так и называется «Музыкальная система».

Наша современная музыкальная система ведет свое происхождение от музыки Древней Греции.

Перенеситесь мысленно в то далекое время, когда человечество не знало всего того, что знаете вы: ни интервалов, ни аккордов, ни ладов, ни гамм. Только совершая это воображаемое путешествие, не растеряйте свои музыкально-теоре-тические знания, которые вы приобрели в младших классах, может быть даже в «нулевке». Если не все, то некоторые из вас, наверное, помнят, что без особого труда выучили: до—ре—ми—фа—соль—ля—си, стали находить их на клавиатуре фортепиано, научились распознавать слухом соотношение звуков между ними, а то и каждый звук сам по себе (абсолютный слух) и узнали много другого интересного…

Еще будучи малышами, вы, конечно, не задумывались, что эти знания, навыки, умения, приобретаемые вами из урока в урок, из месяца в месяц, из года в год, складывались столетиями, тысячелетиями, корни их уходят в доисторическое прошлое, когда музыка только-только зарождалась. Интереснейший вопрос о происхождении музыки выходит за рамки нашего учебника, поэтому мы не будем его касаться. Поведем разговор от того времени, когда о ней сохранились точные исторические сведения.

Итак, Греция, в которой музыка возникает сначала не как самостоятельное искусство, а в триединстве: поэзия, музыка, танец. Во главе — поэзия, музыка сопровождает ее всего несколькими звуками на лире или кифаре, подчиняясь ритму стиха.

Лира впервые появилась во Фракии. Ее изобретение приписывалось греческому богу Гермесу, рожденному на аркадской горе Киллене. Гермес сделал из панциря черепахи лиру и наградил ею Аполлона.

Лира состояла из резонансного корпуса-ящика круглой или овальной формы, по бокам которого были укреплены два рогообразно расходящихся бруса. Их верхние концы были соединены перекладиной, к которой шли струны (три или четыре), укрепленные у резонансного ящика. Играющий на лире задевал струны плектром, то есть заостренной пластинкой (костяной или деревянной), позже — пальцами.

Изображение лиры служило и служит символом искусства (в особенности музыки).

Лира другого знаменитого фракийского жителя — Орфея — первоначально имела четыре струны. Сам Орфей считался сыном фракийского царя Эагра, бога реки, и музы Каллиопы — покровительницы эпической поэзии. Жил Орфей в догомеровскую эпоху. Его лира издавала такие чудесные звуки, что дикие звери выходили из своих логовищ и следовали за ним. Деревья и скалы сдвигались со своих мест, чтобы послушать его дивную игру. Орфей участвовал в экспедиции Аргонавтов в Колхиду; при звуках его лиры море не шумело; двигавшиеся симпле-гады (два небольших скалистых острова при впадении Фракийского пролива в Черное море, которым в греческой мифологии приписывались чудесные свойства) остановились, чтобы пропустить корабль Арго, и с тех пор остались навсегда неподвижными. Расстояние между скалами было до того узкое и сближение скал происходило так быстро, что из всех проходивших через образуемый ими пролив кораблей только корабль Арго, везший Аргонавтов, благополучно проскользнул в море.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒