Занимательная теория музыки стр.65

В построении мелодий вокальной музыки старых времен малые секунды и терции встречаются довольно часто. Но тритон и большая септима избегались вовсе. Лишь много позднее, когда в свои права вступила энгармоническая система темперированного строя, они проникают в мелодику. Кстати сказать, и гармонически все эти интервалы, кроме малой терции (выше мы уже говорили о ее акустическом обосновании), не употреблялись из-за резкости звучания.

Однако практика, как всегда в искусстве, опередила теорию. Уже в семиступенном звукоряде существовали все интервалы, ненаходимые нашим слухом в обертоновом ряду. Но отношение к ним еще долгое время оставалось весьма осторожным. В известной мере эта осторожность в применении малой секунды и большой септимы в гармонической форме соблюдается до сих пор.

Итак, семиступенный звукоряд содержит в себе группу интервалов, получивших название диатонических (от греч. сііа — через и юпоб — целый тон, то есть идущая по целым тонам)*. Это будут: большие, малые, чистые и тритон. Замечайте, никаких увеличенных и уменьшенных, кроме тритона (увеличенная кварта и уменьшенная квинта). Чтобы не выписывать лишний раз примеры, возьмите схему-пример 46 из этой главы, и вы увидите, что верхний и нижний ряды затушеванных нот слева направо и «вверх тормашками» образуют гаммы до мажор и ля минор (помните, в главе «Нотное письмо» шла речь о взаимоотражении скрипичного и басового ключей). Обратите внимание: все интервалы вверх от тоники будут большими и два чистых (кварта и квинта); вниз — все малые и снова два чистых (квинта и кварта). Это правило как составная часть входит в ту аксиому, о которой мы говорили, разбирая этот пример. Конечно, оно же действительно и для всех мажорных гамм разных тональностей. Но вам необходимо знать расположение интервалов на различных ступенях гаммы, а не только на тонике. «Зубрежка!» — скажете вы. Ой, она ненавистна нам, как и вам.

Однажды на вопрос педагога, на каких ступенях мажорной гаммы находится большая терция, ученик ответил: «145». Слегка ошалевший педагог, быстро овладев собой, дополнил: «В таком случае малые — 2367».

Нет. Зубрежка тут не помощник. Попробуем обратиться за помощью к логике. Предполагается, что читатели усвоили взаимоотражаемые звуки-клавиши-ноты из примеров 34, 35 «Главы без названия» и взаимоотражаемые интервалы из примера 46 данной главы. Если не усвоили, то дело дальше не пойдет. Однако не бросайте книгу, она вам еще пригодится… Соберите всю свою волю, терпение и настойчивость и внимательно посмотрите схему-пример 46. Какая она красивая и удобная. Можно залюбоваться! Ведь, кроме гаммы до мажор, тут все взаимоотражаемые звуки (верхний и нижний ряды) и некоторые взаимоотражаемые интервалы. Всех их семь, как семь ступеней звукоряда, семь диезов, семь бемолей, семь септаккордов (о них речь впереди). А если выйти за пределы музыки — столько же дней недели, столько же «чудес света» (по представлениям древних греков). А ..ще чего «семь», придумайте сами.

Еще раз полюбуйтесь на пример-схему 46. Смотрите, маленькое «зернышко» ре взошло и дало стебель-стволик на манер хлебных злаков из бамбука. Наверное, все знают, что у этих растений стебель-ствол коленчатый. Вот и у нашего «стебелька» ре образовалось семь коленец. От каждого коленца отходят абсо лютно симметричные росточки — взаимоотражаемые интервалы. Причем взаимо-отражаемыми будут интервалы верхнего и нижнего рядов затушеванных нот с нотой ре (например, большие секунды ре—ми и до—ре, далее малые терции ре—фа и си—ре, чистые квинты ре—ля и соль—ре и так далее). Напоминаем, симметрия во всех отношениях (на письме и в расположении звуков-клавиш-нот) здесь возникает то л ь к о в басовом ключе. Скрипичный взят для зрительного сравнения с басовым при переворачивании «вверх тормашками» и в этом случае симметрия в расположении звуков-клавиш исчезает (обратите внимание на это любопытнейшее свойство).

⇐ вернуться назад | | далее ⇒