Занимательная теория музыки стр.66

Кроме того, интервалы затушеванных нот (по басовому ключу) без сравнения с нотой ре будут отражать сами себя, ав движении, начиная с четвер того, они дают перестановку шуков-клавиш-нот (верхние становятся нижними и наоборот) и, пятясь назад, образуют из них же новые интервалы-инварианты: большая терция, уменьшенная квинта и малая септима соответственно дадут малую сексту, увеличенную кварту и большую секунду.

Из всех этих интервалов особенно примечателен тритон, удобный нам благодаря своей уникальной особенности. Это единственный из всех интервалов, который при перестановке звуков-клавиш-нот местами дает самсеб я, то есть увеличенная кварта превращается в уменьшенную квинту и наоборот, а звучание при этом остается прежним. В отрыве от лада (акустически) эти интервалы нераспознаваемы.

Вот какими необычными свойствами обладает тот, кого так жестоко назвали «дьяволом в музы к е». Если и согласиться с этой устрашающей кличкой, то все-таки хочется придать ей некоторый доброжелательный оттенок и выразить восхищение его могуществом и богатейшими энгармоническими возможностями, создавшими такой ласкающий слух аккорд, как уменьшенный (о нем речь впереди).

Такая перестановка, при которой вершина интервала делается его основанием, и наоборот, получила название обращение интервалов. Разумеется, обращение интервалов применимо ко всем, а не только к тритону. Разница будет заключаться в том, что другие интервалы при обращении дают нечто иное, и это нечто должно окончательно утвердить нашу аксиому.

Что в диатоническом звукоряде два полутона — это для всех уже давно знакомая и незыблемая аксиома. Что в этих двух малых секундах звуки, их составляющие,— взаимоотражаемы (си—фа, до—ми) — также никто не сомневается. Следовательно, интервалы си—до и ми—фа также взаимоотражаемы. Сразу делаем их обращение (мысленно, на рояле, письменно, кому как удобно). Убеждаемся, что малые секунды обращаются в большие септимы (до—си и фа— ми). И эти найденные интервалы также взаимоотражаемые. Кому трудно следить и за обращением и за отражением интервалов одновременно, рекомендуем обратить внимание пока только на обращение.

Существенно также, что полутоны (малые секунды) ушли вовнутрь уменьшенной квинты и находятся снаружи увеличенной кварты.

Продолжаем «обследование», «кто в кого» обращается. Малые терции, включающие в себя малые секунды, ре- фа, си—ре и ми—соль, ля—до, будучи взаимоотражаемыми, обращаются в большие сексты — также взаимоотражаемые — фа—ре, ре—си и соль—ми, до—ля. Поскольку мы обнаружили, что малые терции обращаются в большие сексты, то делаем вывод: большие терции обращаются в малые сексты. Причем большая терция до—ми, содержащая внутри себя звук ре, аналогично его самоотражению превратится в себя же, то есть — тоже до—ми. Заметьте, что терция большая будет как раз та, которая не содержит внутри себя малой секунды. Таких терций на белой клавиатуре рояля еще будет две — на субдоминанте и доминанте, то есть фа—ля и соль—си. Они являются взаимоотражаемыми, а при обращении дают взаимоотражаемые малые сексты.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒