Как научить играть на гитаре стр.15

Иногда случается и обратное: ученик прекрасно выполняет приемы по отдельности, но не может использовать свои навыки при исполнении того или иного произведения. Это происходит потому, что мозг дает пальцам неконкретные, неточные команды. Педагог должен понять, что мешает ученику играть.

В отличие от молодых исполнителей у музыкантов преклонного возраста мышцы рук менее эластичны, суставы пальцев не такие гибкие. Тем не менее, они подчас прекрасно играют на инструменте только за счет ясных внутренних слуховых представлений, включая в работу крупные мышцы плеча и предплечья вместо мелких пальцевых мышц1.

Недочеты статических компонентов у учащихся педагогу обычно видны легко. Например, есть трудности при исполнении терции из-за плохого растяжения между 2-м и 4-м пальцами:

1 Так практически реализуется указание Антона Рубинштейна: «Играйте хоть носом, но правильно».

Для их преодоления нужно дать ряд соответствующих упражнений.

Сложнее бороться с «динамическими» огрехами, так как деятельность сознания, внутренние слуховые представления ученика скрыты от внешнего наблюдения. Педагогу нужно научиться распознавать их косвенным путем. Например, попросить ученика назвать все ноты данного отрывка, указать, на каких струнах и ладах они берутся, не извлекая звуков, проиграть отрывок только левой рукой.

Часто прояснение внутренних представлений значительно освобождает мышцы левой руки, и трудное место становится легкоисполнимым.

Известно, что начинающий пианист довольно быстро запоминает расположение звуков на клавиатуре фортепиано. Поэтому начальный период обучения пианисту дается легче, чем скрипачу или виолончелисту. Скрипач же должен очень точно запоминать звучание ноты и ее место на грифе. Это процесс гораздо более медленный, но его результаты более прочные. У гитаристов особое положение: с одной стороны, у гитары нет той клавиатурной однозначности, что у фортепиано, с другой — в отличие от скрипки на гитаре, благодаря ладам, можно избежать фальшивого исполнения. Но лады могут играть и определенную отрицательную роль, позволяя гитаристу, в отличие от скрипача, не очень ясно представлять себе точку нажима на струну.

С самого начала обучения педагогу необходимо систематически проверять у учащегося знание расположения нот на грифе. При игре гамм ученик должен пропевать звуки или хотя бы их называть. Если применяется типовая аппликатура гаммы, то называть звуки (вслух или про себя) нужно обязательно:

Практика показывает, что в гамме С-ёиг ученики обычно легко выполняют данное требование. Но стоит сделать шаг на один лад (полтона) вниз (Н-Ыиг) или вверх (Оев-аиг), как называть звуки становится труднее, хотя аппликатура в гаммах одна и та же.

Запомнить расположение нот на грифе поможет игра гаммы одинаковой аппликатурой на разных струнах:

Данное упражнение также полезно для выработки точного переноса кисти.

Общие проблемы гитарного исполнительства

О чтении с листа

Чтение с листа является индикатором правильных слуховых представлений и мышечных 01цущений. У тех учеников, которые хорошо играют с листа, с «динамикой» левой руки все в порядке. «Статика» к чтению с листа почти не имеет отношения.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒