Обучение имеет два аспекта: физический, заключающийся в отработке силы, беглости, чувствительности и точности действия паль-
1 Агафошин П. Воспоминания // Классическая гитара в России и СССР. Тюмень; Екатеринбург, 1992.
2 Джулиану Бриму — 70 // Гитаристъ. 2003.
3 Цит. но: LaMonica F. Total Classical Guitar Method ™. http://www.classic-guitar. com/lesson i.html цев, и интеллектуальный, то есть изучение художественного содержания пьесы, развитие музыкальной интуиции, эмоциональности и темперамента. Несмотря на то, что все это взаимосвязано, иногда в одной области испытываются бблыние затруднения, чем в другой. В этом случае следует сосредоточить усилия на преодолении отставания.
Э. Пухоль1
Будьте внимательны, не бейте по струнам! Перебирайте их и старайтесь добиться красивого звучания.
А. Сеговия2
От правильной расстановки пальцев зависит не только разрешение многих технических трудностей исполнения, но и улучшение звука, фразировки, а также раскрытие содержания каждого произведения. Почти для всех инструментов существуют теоретические предпосылки, логически устанавливающие, почему при исполнении определенного интервала следует применять те или иные пальцы. В гитарных нотах аппликатура часто не выставляется, хотя на гитаре, как ни на каком другом инструменте, возможны самые различные варианты исполнения звуков. Такая свобода выбора — причина колебаний и погрешностей, каждый раз возникающих у гитариста, если у него отсутствует навык правильной расстановки пальцев.
От правильной аппликатуры зависит, прежде всего, качество исполнения. Если музыкант желает придать звуку соответствующий смысл и содержательность, он должен предварительно продумать положение пальцев. Конечно, руки неодинаковы по размеру, силе и ловкости, и поэтому то, что иногда легко для одних исполнителей, трудно для других. Однако имеются такие движения, напряжение мышц и расстановка пальцев, которые создают неудобства для действий рук любого исполнителя и приводят к насилию над ними.
Существуют два вида трудностей для пальцев: одни, находящиеся в рамках естественных движений пальцев, могут быть преодолены в результате настойчивой и внимательной работы; другие, созданные искусственно, невозможно окончательно преодолеть, несмотря на упорные занятия. При определении правильной расстановки и чередования пальцев необходимо руководствоваться музыкальными
1 Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1977. Сеговия А. Моя гитарная тетрадь. М., 1995
и художественными требованиями к каждому пассажу; при этом следует добиваться естественного расположения и движения пальцев, без напряжения опускающихся на струны, избегать насилия над руками, резких движений, не допускать неоправданного разъединения пальцев, имеющих постоянную тенденцию к объединению, и не прилагать бесполезных усилий, пытаясь упорством преодолеть искусственно созданную трудность.
Э. Пухоль1
Пальцы левой руки не должны лишь бегать по струнам, уподобляясь пальцам барышни на пишущей машинке. Подобная техническая беготня ровно ничего не дает и никому не нужна, так как при этих условиях о полифонической игре не может быть и речи. Нужно приучить пальцы левой руки к тому, чтобы они раньше времени и без нужды не снимались со струн и не ослабляли своего нажатия до полного выдерживания данного звука, насколько это представляется возможным.