3. Шестаков В.Г. От этоса к аффекту. М., 1975.
1. Личность музыканта_
Что представляет собой личность музыканта? Каковы ее отличительные черты? Какие качества нужно в себе культивировать, чтобы стать хорошим музыкантом и на что надо обращать внимание педагогу, воспитывающему начинающего музыканта?
Прежде чем ответить на эти вопросы, мне хотелось бы привести слова известной песенки Булата Окуджавы «Музыкант», в которой ответы на эти вопросы даны в поэтической форме и в то же время очень глубоко и содержательно.
Музыкант играл на скрипке,
Я в глаза ему глядел,
Я не то чтоб любопытствовал —
Я по небу летел,
Я не то чтобы от скуки —
Я надеялся понять —
Как умеют эти руки Эти звуки извлекать.
Из какой-то деревяшки,
Из каких-то грубых жил,
Из какой-то там фантазии,
Которой он служил.
Да еще ведь надо в душу К нам проникнуть и поджечь,
А чего же с ней церемониться —
Чего ее беречь.
Счастлив дом, где пенье скрипки Наставляет нас на путь И вселяет в нас надежды,
Остальное — как-нибудь.
Счастлив инструмент, прижатый К угловатому плечу,
По чьему благословенью Я по небу лечу.
Счастлив тот. чей путь недолог,
Пальцы злы, смычок остер.
Музыкант, соорудивший Из души моей костер,
А душа — уж это точно —
Ежели обожжена,
Справедливей, милосерднее
И праведней она.
Наставить на путь и вселить надежду, обжечь душу красотой, чтобы она стала праведнее и милосерднее — вот что люди жду^ от музыкантов и что они обязаны им давать, чтобы иметь право называться музыкантами. И если мы посмотрим на историю музыки — от Баха и Палестрины, а лучше — от Апполона и Орфея до Бернстайна и Шостаковича, то мы увидим, что все великие музыканты — и композиторы, и исполнители — стремились решать именно эти задачи.
Признаки музыкальности
Было бы, наверное, банальностью и тавтологией утверждение, что сущностью музыканта является его музыкальность. Под этим термином мы будем понимать способность «омузыкаленного» восприятия и видения мира, когда все впечатления от окружающей действительности у человека, обладающего этим свойством, имеют тенденцию к переживанию в форме музыкальных образов. «Меня волнует все, что происходит на белом свете, — политика, литература, люди, — писал о себе Р. Шуман, — обо всем этом я раздумываю на свой лад, и затем все это просится наружу, ищет своего выражения в музыке» (цит. по: 74. С. 210-211).
Стремление переводить каждое жизненное явление на язык звуков, которое отмечал в своем характере этот великий немецкий музыкант, было присуще не только ему, но всем музыкантам, внесшим сколько-нибудь значительный вклад в историю культуры.
Подобное восприятие жизни всегда связано с наличием у человека специфических способностей. Как было установлено Б.М. Тепловым, это — способность чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения: способность произвольно оперировать музыкально-слуховыми представлениями; способность чувствовать эмоциональную выразитель ность музыкального ритма и точно воспроизводить последний (см.: 175. С. 304 — 305).