Музыкант и его руки стр.50

II. Нарушение физиологических закономерностей, неправильные направления двигательных действий как всей руки, так и отдельных ее частей:

1)    неправильный подъем руки, провоцирующий изоляцию лопаточной зоны мышц от остальных частей руки;

2)    неправильные сгибания и разгибания локтевого сустава (в отрыве от двигательных действий плечевой части руки), провоцирующие его изолированные действия;

3)    изолированные, чрезмерно активные действия пальцев и особенно кистевого сустава, несвойственные им физиологически;

4)    крайние положения суставов отдельных частей руки при их двигательных действиях;

5)    горизонтально-прямолинейные движения рук при горизонтальных размаховых движениях, вызывающие перенапряжения мышц в зонах лопаток, плечевых и грудных суставов.

III. Изолированные движения головой, особенно ее активный (самостоятельный) наклон вперед;

IV.    Нарушения периодичности процессов напряжений и расслаблений;

V.    Неправильно воспитанные игровые навыки, противоречащие физиологическим закономерностям двигательных действий организма.

Перечисленные причины непосредственно связаны с физиологическими факторами. К числу внешних факторов, вызывающих перенапряжения в игровом аппарате (речь идет о непроизвольных напряжениях), относятся:

1)    психологические факторы — эмоциональные перегрузки, страх, волнение и другие;

2)    температурные изменения воздуха, особенно игра в холодном помещении;

3)    длительные занятия без отдыха;

4)    нерегулярность занятий — постоянные нарушения режима занятий;

5)    неправильно подобранный размер инструмента — особенно д ля детей, играющих на струнно-смычковых инструментах;

6)    неоправданные завышения сложности репертуара как в техническом, так и в эмоциональном плане.

Заключение

Методическое пособие «Музыкант и его руки» посвящено обоснованию основных двигательных принципов рук музыкантов-исполнителей. Особое внимание при этом уделено постановочному периоду работы с учеником, в котором воспитываются все первичные двигательные ощущения и формируется игровой аппарат музыканта. Именно в этот период занятий должны быть самым тщательным образом организованы и сбалансированы все двигательные ощущения и действия корпуса и рук. Любые недоработки постановочного периода весьма негативно влияют на состояние игрового аппарата будущего музыканта, а также на состояние его здоровья.

Все двигательные действия корпуса и рук должны формироваться на основе единства ощущений и строго подчиняться основным физиологическим закономерностям функционирования организма. Единство действий корпуса и рук должно быть подчинено формуле — от общего (целого) — к единичному (частному), где каждое локальное действие (движение) должно рассматриваться как неотъемлемая часть целого.

Строгое и неукоснительное выполнение всех постановочных элементов, их четкая последовательность — основа организации двигательного процесса рук. Таковы основные принципы воспитания игрового аппарата музыканта.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒