II. Нарушение физиологических закономерностей, неправильные направления двигательных действий как всей руки, так и отдельных ее частей:
1) неправильный подъем руки, провоцирующий изоляцию лопаточной зоны мышц от остальных частей руки;
2) неправильные сгибания и разгибания локтевого сустава (в отрыве от двигательных действий плечевой части руки), провоцирующие его изолированные действия;
3) изолированные, чрезмерно активные действия пальцев и особенно кистевого сустава, несвойственные им физиологически;
4) крайние положения суставов отдельных частей руки при их двигательных действиях;
5) горизонтально-прямолинейные движения рук при горизонтальных размаховых движениях, вызывающие перенапряжения мышц в зонах лопаток, плечевых и грудных суставов.
III. Изолированные движения головой, особенно ее активный (самостоятельный) наклон вперед;
IV. Нарушения периодичности процессов напряжений и расслаблений;
V. Неправильно воспитанные игровые навыки, противоречащие физиологическим закономерностям двигательных действий организма.
Перечисленные причины непосредственно связаны с физиологическими факторами. К числу внешних факторов, вызывающих перенапряжения в игровом аппарате (речь идет о непроизвольных напряжениях), относятся:
1) психологические факторы — эмоциональные перегрузки, страх, волнение и другие;
2) температурные изменения воздуха, особенно игра в холодном помещении;
3) длительные занятия без отдыха;
4) нерегулярность занятий — постоянные нарушения режима занятий;
5) неправильно подобранный размер инструмента — особенно д ля детей, играющих на струнно-смычковых инструментах;
6) неоправданные завышения сложности репертуара как в техническом, так и в эмоциональном плане.
Заключение
Методическое пособие «Музыкант и его руки» посвящено обоснованию основных двигательных принципов рук музыкантов-исполнителей. Особое внимание при этом уделено постановочному периоду работы с учеником, в котором воспитываются все первичные двигательные ощущения и формируется игровой аппарат музыканта. Именно в этот период занятий должны быть самым тщательным образом организованы и сбалансированы все двигательные ощущения и действия корпуса и рук. Любые недоработки постановочного периода весьма негативно влияют на состояние игрового аппарата будущего музыканта, а также на состояние его здоровья.
Все двигательные действия корпуса и рук должны формироваться на основе единства ощущений и строго подчиняться основным физиологическим закономерностям функционирования организма. Единство действий корпуса и рук должно быть подчинено формуле — от общего (целого) — к единичному (частному), где каждое локальное действие (движение) должно рассматриваться как неотъемлемая часть целого.
Строгое и неукоснительное выполнение всех постановочных элементов, их четкая последовательность — основа организации двигательного процесса рук. Таковы основные принципы воспитания игрового аппарата музыканта.