Пять позвонков, расположенных в зоне поясницы, — также весьма подвижный и уязвимый участок позвоночника. Поэтому активный резкий, а тем более чрезмерный наклон корпуса вперед непосредственно в зоне поясничных позвонков значи тельно увеличивает нагрузку на диски позвоночника и травмирует их.
Мышечные перенапряжения в этой области и вызываемые ими болевые ощущения, пожалуй, наиболее распространенные явления среда людей различных профессий.
Холл дает конкретные рекомендации, следование которым поможет предохранить область поясницы от перенапряжений. «Поддерживайте в пояснице нейтральный изгиб при любых занятиях. Слишком глубокий прогиб в пояснице или сутулость означают боли в пояснице. Ищите способ разгрузить спину. Поднимая предметы, перекладывайте часть нагрузки на мышцы ног, приседая или сгибая их в коленях». «Следует выполнять подъем груза с помощью мышц ног, а не спины. Держите спину прямой». «Мышечный баланс в районе талии не только помогает поддерживать хорошую осанку — он перераспределяет нагрузки, которые могли бы в противном случае вызвать перенапряжения в спине». В данном случае Холл рекомендует перенести значительную часть нагрузки на мышцы живота.
Смысл рекомендаций Холла следующий: корректировка осанки — это не внешний сиюминутный фактор, а принципиальное перераспределение весовых соотношений частей корпуса, направленное на освобождение области спины и позвоночника от чрезмерных перегрузок. «Д вижения, разгружающие спину^ предусматривают дополнительную нагрузку на мышцы ног». Для музыкальных профессий последнее указание весьма актуально: нагрузка на мышцы ног, особенно их бедренные части, позволяет не только разгрузить спину — особенно в области плечевого пояса, но и значительно легче организовывать двигательные действия рук, требующе особой свободы и точности. Большая концентрация нагрузки на мышцы ног дает возможность найти оптимальные точки опоры для корпуса. Таким образом, формируется осанка для музыкантов, играющих стоя. Следовательно, формирование осанки — это психофизиологическое действие, воспитывающее принципиально новые ощущения жизнедеятельности человеческого организ ма. «Необходимо выработать новые привычки — способы сидеть, стоять, лежать, поднимать груз, сводящие к минимуму напряжения в спине». «Новый, более удобный образ жизни, покажется вам более естественным, чем тот, при котором вы испытывали боли».
Эмоции и болевые ощущения
Болевые ощущения в области спины непосредственно связаны с эмоциональным состоянием человека, — утверждает Холл. В первую очередь это относится к людям творческих профессий — особенно музыкантам, чья специфика деятельности требует постоянного эмоционального и физического напряжения. «Эмоциональное напряжение способно вызвать приступ, идентичный тому, который имел физические причины… Многие люди, страдающие от болей в спине, не понимают, в какой степени их эмоции влияют на их боли».
Естественно, музыканты, страдающие от боли в спине, вынуждены постоянно «прислушиваться» к своим ощущениям, быть в постоянной напряженности — ожидании болей и часто больше концентрировать свое внимание на состоянии спины, чем на творческих задачах. Подобная «настороженность» значительно снижает творческий потенциал исполнителя, обедняет эмоциональный настрой. «Хронические боли в спине особенно часто провоцируют депрессию»,19 — констатирует Холл.