Музыкант и его руки стр.8

О каком творческом начале и исполнительской свободе может идти речь в подобном случае!

И, наконец, о средствах, помогающих изменить осанку, снять или хотя бы значительно уменьшить перенапряжение мышечных групп спины. Самым радикальным способом служат рекомендуемые специальные гимнастические упражнения, которые должны войти в обиход ежедневной деятельности человека, стать постоянным его спутником. Особенно это необход имо для людей, никогда не занимающихся гимнасти кой и не придающих ей вследствие этого должного значения. «Я понимаю насколько сложно внушить идею о необход имости регулярных упражнений пациенту, никогда в жизни никаких упражнений не делавшему», — пишет Г. Холл, «Но иного, а тем более кардинального пути к облегчению страданий человека нет и быть не может. Все остальные средства, в том числе и медикаментозные — временные»

В данной работе рекомендуется система специальных упражнений для музыкантов любой специальности, которая основана на строгом учете естественных двигательных возможностей организма и направлена на формирование постановки корпуса и рук.

При воспитании постановки учитывается полная взаимозависимость двигательных действий всех частей корпуса и рук. Система специальных упражнении не преследует сугубо двигательно-силовые цели. Этим она коренным образом отличается от других гимнастик, носящих чисто оздоровительный характер. Ее главная цель — формирование у ученика осознанно управляемых целенаправленно-целесообразных двигательных действий, полностью контролируемых и подвластных его воле. Формируемые на этой основе двигательные действия в дальнейшем будут служить базой для воспитания всех двигательно-игровых навыков музыканта. Подробное изложение проблем, связанных с постановкой корпуса и рук музыканта, обоснование ведущей роли мышечных групп спины при организации этого процесса, а также комплексы специальных упражнений, направленных на формирование взаимодействий частей корпуса и рук, читатель найдет во второй и третьей частях работы.

Основные закономерности функционирования нервно-мышечного аппарата: напряжения -расслабления

Мышечные напряжения — основа жизнедеятельности человеческого организма и необходимое условие при совершении любого силового — двигательного действия. Однако в напряженном состоянии мышечные группы долго находиться не могут, ибо неизбежно наступает их переутомление. Компенсировать мышечные напряжения в полной мере возможно только при помощи их расслабления. В силу этой причины основа нормального, естественного функционирования мышечной сферы организма — четкое чередование процессов напряжений и расслаблений. Это условие особенно важно для профессии музыканта, требующей предельной четкости всех двигательных действий мышечных групп. Напряжения, возникающие в мышечной сфере, подразделяются на произвольные — волевые и непроизвольные — стихийные.

Произвольные напряжения — управляемые, они полностью компенсируются расслаблениями.

Непроизвольные напряжения — практически неуправляемые, или, в лучшем случае, управляемые в весьма малой степени. Они весьма трудно поддаются расслаблению. Подобные, по определению Б. Струве, «паразитические» напряжения, возникающие в каком-либо локальном участке мышечных групп стихийно, — непроизвольно распространяются по всей мышечной сфере организма и создают весьма опасные зоны постоянного перенапряжения. Особенно вредны подобные очаги перенапряжений в области спины — позвоночника. Опасность таких постоянных очагов заключается в их «стабильности». Накапливаясь постепенно в той или иной зоне мышечной сферы организма, некомпенсированные или недостаточно компенсированные остаточные напряжения становятся постоянными «спутниками» организма. Они не дают возможности оптимально расслаблять мышечные группы, и таким образом человек не может в должной степени управлять своими мышечными-двигательными действиями.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒