Известные на сегодня методы и приемы вокального воспитания являются итогом многолетнего теоретического и практического опыта педагогов и отличаются своей многочисленностью. Однако малоэффективным было бы такое обучение, которое основывается на одном, единственном методе. Неоспоримо то, что учитель должен в совершенстве владеть различными методами и приемами обучения и уметь применять их в соответствующих ситуациях.
Наряду с общедидактическими в вокальной педагогике сложились свои методы, отражающие специфику певческой деятельности: концентрический, фонетический, объяснительноиллюстративный в сочетании с репродуктивным, метод мысленного пения, сравнительного анализа и др. По названию метода можно судить о его сущности.
6.3.1. Концентрический метод
Основоположником русской вокальной школы считается замечательный композитор и вокальный педагог М. И. Глинка.
В вокальной практике с целью развития певческого голоса принято исходить прежде всего из м1етода обучения, получившего название «концентрический»1. Этот метод можно считать универсальным, так как он лежит в основе методических систем различных авторов и используется для работы как со взрослыми, так и с детскими голосами.
М. И. Глинка рекомендовал «…сперва усовершенствовать натуральные тоны, т. е. без всякого усилия берущиеся». «…Упражнения развиваются от тонов натуральных, центра голоса, на которых держится сп2окойная речь человека, к тонам, окружающим центр голоса»2.
Концентрический метод широко используется в современной вокальной практике, основанной на ряде положений, которые мы попытаемся интерпретировать с точки зрения теории регистров:
1) плавное пение и без придыхания (чтобы обеспечить достаточно : плотное смыкание голосовых складок, недопускающее нерациональную утечку воздуха. — Г. С.).
2) при вокализациях на гласную, например «А», должна звучать чистая фонема, без «га-га» (чтобы не нарушать плав ности звуковедения. — Г. С).
3) непринужденность и свобода голосообразования (так как мышечные зажимы свидетельствуют о нарушении коор динации в работе голосообразующего комплекса из-за форсировки и регистровой перегрузки. — Г. С.).
4) умеренно открывать рот при пении (с целью создания оптимальных акустических условий для работы источника звука, так как подскладочное давление, рефлекторно реаги руя на степень открытия рта, заставляет голосовые складки работать в том или ином регистровом режиме. — Г. С.).
5) не делать никаких гримас и усилий. (Последнее не следует понимать буквально.По-видимому, речь шла о чрезмер ных усилиях, так как звук, произведенный совсем без всяких усилий, не может быть вокально полноценным. Он будет вя лый и бестембровый. Такой способ звукообразования не соз дает условий для тренировки мускулатуры голосового аппа рата. Правильное толосообразование предполагает в меру активное звучание, производимое с каким-то оптимальным усилием работающих мышц. — Г. С.)
6) петь не громко и не тихо. (Использование f или р соот ветственно настраивает голосовой аппарат на грудной или фальцетный тип звучания, a mf обеспечивает смешанный ре гистр. Однако это не следует понимать так, что f и р вообще нельзя использовать. Это необходимо для тембрового обога щения звучания голоса в процессе решения различных испол нительских задач. По mf должно превалировать, особенно на I этапе работы. Говоря об этом, М. И. Глинка имел в виду взрослых певцов. Его совет «укреплять сначала середину голоса», используя среднюю динамику, означает настраивать голос на микстовое звучание, постепенно перенося его на соседние звуки вверх и вниз. По-видимому, он считал миксто-вый регистр для взрослых певцов оптимальным режимом ра боты голосового аппарата. Однако здесь есть один нюанс, который не всегда учитывается в вокальной практике. Дело в том, что средние звуки диапазона можно спеть разными способами в отношении голосового регистра. Если допустить при этом перегрузку микстового звучания, то сколько ни укрепляй середину, голос вверх не пойдет, высокие звуки будут звучать напряженно. Очень трудно соблюсти эту меру активности и легкости звука в середине диапазона, хотя рекомендация петь mf имеет цель оградить голос от пере грузки. Но mf — понятие относительное для различных голо сов, а тем более для детских. Поэтому силу голоса необходи мо соизмерять с индивидуальными и возрастными возможно стями ученика. — Г. С.)