Поскольку при пении переход от грудного регистра к фаль-цетному не должен совершаться грубо, т. е. скачком, иначе это будет совершенно неприемлемо для слуха, то смена одного регистра другим происходит постепенно.
С того момента, т. е. со времени признания переходного регистра, началась необыкновенная путаница в терминологии, определении количества регистров, в границах каждого из них.
Прочнее всего удержал свое название грудной регистр, хотя для его обозначения предлагались и другие названия. Например, «нижний регистр» (Хенниг), «хрящевой» (Зей-дель), «полный» (Шейдельман), «толстый» и т. л. Кроме того, неоднократно предлагалось подразделение его на два и более отдельных регистров.
С микстом дела обстоят сложнее. Во-первых, он нередко совершенно отрицался и весьма авторитетными учеными как не являющийся самостоятельным регистром. Во-вторых, постоянно переименовывался. Так, Гарсиа называл его фальцетом, Россбах — головным голосом, Зейдель — связочным, а Меркель — фальцетом или миттель-штимме, смотря по окраске: светлая — фальцет, темная — миттель-штимме. Французы называли его voix mixte, или просто medium. Haконец, в-третьих, еще безнадежнее обстоит дело с определением его границ.
Что же касается определения самого фальцета, то здесь наблюдается самая большая путаница. Термин «фальцет» ведет свое начало от итальянского слова «falsetto» (от «fal-so», что означает «ложный»). Он применялся к тем звукам, которые казались уху ложными, ненатуральными, например к крику детей на чрезвычайно высоких нотах, а затем по аналогии стал применяться и к ненатуральным искусственным звукам мужского голоса, певшего в несвойственной ему тесситуре. Поэтому мужчины — исполнители высоких партий (партий сопрано и альтов) получили название фальце-тистов, т. е. певцов, поющих несвойственным им ложным голосом на той высоте, где их натуральный (т. е. грудной) голос кончался.
Поэтому должно быть понятно выражение Дж. Каччини «voce finta» — искусственный голос — и его отрицательное отношение к нему. Каччини запрещал пение этим голосом и рекомендовал певцам транспонировать свои (Партии так, чтобы можно было петь только грудным, натуральным голосом. Такого же мнения придерживались Крюгер и Герберт.
Однако у того же Каччини этот термин относится не только к мужским голосам, но и к сопрано, высокий регистр которых он называл тоже voce finta и характеризовал его как грубый и крикливый, резкий и неприятный голос. Это замечание Каччини, несомненно, относится не к женскому сопрано, а к детскому, так как певицы в XVI в. представляли редкое явление. Таким образом, свой термин он перенес на верхний резкий необработанный регистр детского голоса, который и ранее назывался falsetto. Он почти не применялся в художественном пении.
Известно, что и у Този, и у Манчини замечания о сопрано большей частью также относятся к детскому голосу или голосам кастратов, а не к женскому. Този и Манчини, говоря преимущественно о детских голосах, делят их на регистры: грудной и головной (или фальцетный). Правда, у них есть разница в определении границ грудного регистра на несколько тонов, но оба настаивают на необходимости незаметного соединения этих двух регистров.