Понятие о микстовом звучании весьма дискретно даже для одного и того же певца из-за многообразия вариантов. Поэтому количественная характеристика спектра микстового звучания голоса условно может рассматриваться как логический переход от чисто фальцетного к грудному звучанию.
Поскольку с акустической точки зрения точная количественная оценка регистрового звучания голоса относится только к фальцетному типу звучания, все остальные звуковые феномены можно характеризовать как нефальцетные.
Еще менее точной будет оценка типа регистрового звучания звука на выходе рта. Однако он наиболее доступен для педагога. Мы попытались дать количественную оценку фаль-цетного и нефальцетного звучания детских голосов при помощи нашего акустического прибора — индикатора регистро-вости Ир, что позволило вывести коэффициент регистровости Кр по выше приведенной формуле. У детей любого возраста его значение для фальцетного звучания примерно одинаково: 10—15%, а для нефальцетного — менялось в зависимости от возраста и различных типологических причин в пределах от 15 до 60%.
Обобщив полученные данные в результате анализа 600 образцов звучания голосов у детей младшего школьного возраста, можно представить их усредненные значения в виде следующей диаграммы.
Рис. 23. Диаграмма количественных характеристик голосовых регистров детей.
3.2. Энергетические характеристики певческих гласных при фальцетном звукообразовании
Спектральный анализ речевых звуков показывает, что фонемы отличаются друг от друга по формантному составу. Для каждой гласной характерно усиление тех или иных групп частот в спектре звука, которые и называются формантами (Ржевкин, 193 6; Мясников, 1937; Варшавский и Лит-вак, 1955; Фант, 1964, и др.).
Таким образом, информативное значение для каждой фонемы имеет прежде всего частотное расположение формант по шкале F.
В результате проведенного эксперимента, имевшего целью выявить акустические эталоны фальцетного звучания певческого голоса детей, было доказано, что спектр фаль-цетного голоса не имеет формантной структуры, так как обеднен и состоит из 2—3 гармонических составляющих. Однако при пении фальцетом ребенок может формировать различные гласные звуки. Возникает вопрос: как же дети фор мируют гласные звуки при такой бедности фальцетного спектра и за счет чего передается информация о типе гласного?
Если сравнить несколько спектральных картин, соответствующих различным гласным, то можно заметить, что для каждого гласного при одном и том же количественном составе спектра характерно определенное соотношение гармонических составляющих по интенсивности. По-видимому, при отсутствии формантной структуры спектра информация о типе фонемы передается именно за счет энергетических характеристик спектральных составляющих, т. е. за счет определенного их соотношения по энергии.
Чтобы проверить выдвинутую гипотезу, нами была предпринята попытка установить закономерную картину спектра для каждого гласного звука при пении в фальцетном регистре методом анализа через синтез.
Результаты исследования