Первые три-четыре столетия гитара обходилась всего четырьмя струнами. Потом появилась пятая. Причем пятиструнная гитара имела девять струн. Этот парадокс объясняется легко. Возьмем для примера мандолину. Это четырехструнный инструмент, но каждая его струна сдваивается, то есть состоит из двух одинаково настроенных струн, поэтому всего их восемь. А у пятиструнной гитары первую струну, на которой в основном исполнялась мелодия, оставляли одинарной, а остальные сдваивали. Иногда, впрочем, сдваивали и все пять струн.
Двойные струны придавали звучанию гитары характерный оттенок, который нравился многим, но настраивать инструмент со сдвоенными струнами было не так-то просто. Может, это неудобство и заставило гитаристов отказаться от сдвоенных струн. Но скорее всего,музыканты и мастера-изготовители пришли к выводу, что гитаре двойные струны не свойственны.
К концу восемнадцатого века, почти одновременно с отказом от сдвоенных струн, гитара обзаводится еще одной басовой струной. В результате она становится той самой классической шестиструнной гитарой, которую мы знаем сейчас.
Надо сказать, что идея сдвоенных струн у гитары время от времени возникала вновь, и даже в наши дни некоторые инструменты воплощают в себе эту идею. Такие гитары называют обычно две-надцатиструнными, но это тот же шестиструнный инструмент, просто вместо каждой струны у него две. Гитара со сдвоенными струнами используется только для аккомпанемента или для участия в эстрадном ансамбле, а концертирующие гитаристы, исполняющие классический репертуар, отказались от них окончательно.
Когда гитара обрела шестую струну, попытки увеличивать количество струн на этом не закончились. В середине девятнадцатого века французский гитарист и композитор Наполеон Кост добавил к классической гитаре седьмую струну. Он играл на таком инструменте и даже пропагандировал его, но другие гитаристы не поддержали новшества.
Заметьте, мы пока не говорим о русской семиструнной гитаре, которая во времена Наполеона Коста не только уже существовала,
Гитары XIX века: 1) Гитара в форме лиры Дженнаро. Неаполь. 1806 2) Гитара в- форме лиры. Англия 3) Гитара Хосе Порселя. Испания. 1867 4) Гитара конструкции Риттера 5) Гитара с уменьшенным резонатором 6) Гитара с увеличенным резонатором
\ю имела своих выдающихся исполнителей. Семь струн на русской гитаре и седьмая струна на классической — вещи разные. К этой разнице мы скоро придем, а пока закончим рассказ о попытках увеличивать количество струн на классической гитаре.
Когда стало ясно, что седьмая струна не дает преимуществ классическому инструменту и осложняет игру, некоторые исполнители стали искать другой путь. Они сохранили шесть основных струн, но добавили несколько вспомогательных басовых. В какой-то мере играть стало проще. Например, если на обычной гитаре для взятия звука фа на шестой струне нужно было прижать ее на первом ладу, то на усовершенствованной гитаре этот звук брался на одной из вспомогательных струн без всякого прижатия. Почувствовав преимущество, некоторые гитаристы довели количество вспомогательных струн до девяти, а всего такая гитара имела уже пятнадцать струн. Сохранились инструменты даже с семнадцатью струнами.