Положение наших обеих рук на рояле — неестественное. От природы обе руки слабее со стороны мизинца — по сравнению с той [стороной!, >’Де находятся большой и указательный пальцы. Так как более высокие звуки приходятся в правой руке на долю более слабых пальцев, то для того, чтобы они звучали не слабее других, их пластический вес должен быть большим. Чем выше звуки, тем они резче и беднее обертонами и тем существеннее для них соучастие баса. Басовые тоны, вообще обладающие более полным звуком, смягчают резкость дискантовых. Чем полнее звучит бас, тем больше выигрывает звучность всей гармонии. Уже тогда, когда левая рука берет простую октаву в басу, мизинцу приходится сильнее нажимать клавишу, чем большому пальпу.
Помимо трудностей, связанных с неестественным положением рук на клавиатуре, существуют еще трудности, проистекающие от перемещения рук на клавиатуре. Даже если бы все пальцы обладали равной силой, остается еще разница в расстоянии до клавишей: часто приходится ударять по ним не только просто сверху вниз, но и с отдаленного места. Правильность ритмических долей вовсе не обусловливает такую же правильность пластических линий в исполнении.
Большие расстояния при неменяющемся ритме требуют более быстрых движений, следовательно, больше силы для правильного ритмического ударения. Изучение ритма сводится, таким образом, к изучению мышечной силы, к изучению пространственно-временных измерений и взаимоотношений этих трех факторов. Недостаточно просто сказать ребенку: «Вот в этом месте сделай ударение», или наоборот: «Здесь не делай», или: «Первая нота такта ударяется сильнее!» Ученик может послушно исполнять приказы своего учителя, но этого недостаточно, поскольку оттенки в ударениях бесконечно разнообразны, а учитель зачастую не имеет никакого понятия о гимнастике ритма.
Мы заимствуем свои примеры преимущественно из техники фортепианной игры, потому что она наиболее распространена®. Точно так же мы могли бы говорить о противоположных направлениях в движении ног у органиста, о недостатке дыхания у певца, о различном взмахе рук у играющего на тромбоне и т. д., но это слишком затянуло бы нашу лекцию. Приведенных выше примеров вполне достаточно для подтверждения нашего взгляда на физическое происхождение ритма.
Наше самосознание формируется и крепнет на почве духовной работы. Чувство ритма подчинено аналогичному закону: оно развивается путем ритмических упражнений. Глаза ребенка еще в колыбели открываются для восприятия солнечного света, и тогда же пробуждается жизнь нашего сознания. К шести годам сознание и мышцы ребенка уже готовы Для ритмической работы и усвоения ритма. Мы раскрыли физическую природу ритма: ритм есть движение материи, логически и пропорционально распределенной во времени и пространстве. Жизненная задача каждого мускула состоит в том, чтобы выполнить ряд движений с определенной силой, в определенном времени и пространстве. Логическое Распределение этих трех элементов движения способствует укреплению 8 мозгу ритмических впечатлений: каждый мускул укрепляет своей рабо той эти впечатления. Сумма этих впечатлений, претворенных в волю, создает ряд правильных привычек, воспитывая способность быстро реагировать на впечатления и полную свободу сознания.