Именно потому, что из всех движений маршировка скорее всего может стать автоматической, мы считаем, что ноги лучше других частей тела могут способствовать передаче сознанию ощущения различных длительностей.
Главное преимущество автоматических движений заключается в том, что они оставляют уму свободу заняться чем-нибудь другим. Это дает возможность сочетать автоматические движения с сознательными. В нашем преподавании мы начинаем с обыкновенной маршировки, но, как только ребенок научается пластически изображать музыкальный такт и его сознание вполне осваивается с этим понятием — мы присоединяем к маршировке движение рук. Когда же достигнуто автоматическое выполнение комбинированных движений рук и ног для изображения размеров V4,3/ 4 и V4. постепенно добавляется еще по одному движению ноги для каждого следующего размера. Присоединяя новое движение руки или ноги, мы каждый раз отмечаем этим новую длительность и таким образом достигаем пластического изображения разнообразных размеров15. По такому плану преподавание ведется до тех пор, пока все движения, изображающие определенные ритмические деления и ударения, не станут вполне автоматическими. Все движения выполняются либо по команде учителя, либо читаются с нот, либо диктуются музыкальным со провождением. Переводя все движения, воплощающие различные длительности и ударения, в категорию автоматических, мы тем самым освобождаем ум для решения новых музыкальных задач, в результате чего усвоение музыки с ритмической стороны происходит необыкновенно быстро, легко и точно.
Головной мозг, так же, как и спинной, состоит из серого и белого вещества. В нем заложены центры чувства воли и движения. Понимание процесса передачи раздражений чувствительных нервов головному мозгу не встречает особенных трудностей, но обратный процесс — воздействие центрального органа на чрезвычайно разветвленную систему двигательных нервов и, через них, на мускулатуру тела — представляется крайне сложным и создает столь же сложное соотношение между желанием и поступком. Можно хорошо сознавать, какое движение следует сделать, но не всегда для нашего сознания бывает ясно, в каком соотношении находятся мускул и нерв, заведующий его движением. Такое значение дается опытом, воспитанием или сообразительностью. Некоторые мускулы находятся в такой зависимости друг от друга, что непременно будут двигаться вместе. Мускулы, одновременно участвующие в каком-либо движении, называются синергисты («содействующие»). Сокращение отдельного волокна в этой группе мускулов невозможно. Нельзя, например, привести в движение какой-нибудь один из сгибателей или разгибателей кисти.
Это не относится к трем суставам пальцев. Здесь все дело в том. чтобы развить ясное представление о движениях каждого из этих суставов, и, если это удастся, мышцы станут послушными орудиями головного мозга.
Головной мозг с его сложной нервной системой напоминает центральную телеграфную станцию: он как бы принимает телеграммы от нервов и отсылает их по назначению. Воля похожа на электрический ток, который сообщается мускулам через нервы, играющие роль электрических проводов.