Цифровой звук. Реальный мир стр.170

Рис. 8.5. Три типовых варианта схемы соединения MIDI-аппаратуры

Клавиатуры

Первыми из MIDI-устройств были клавиатуры, и они остаются образцом универсального MIDI-устройства. В дополнение к непременным фортепианным клавишам типичная MIDI-клавиатура обычно оснащена регуляторами амплитудной модуляции (mod) и частотной модуляции, которые располагаются обычно на левой стороне панели инструмента (рис. 8.6). Часто эти регуляторы выполнены в виде колесиков: одно колесико предназначено для регулировки режима амплитудной, а другое — частотной модуляции, хотя некоторые производители предпочитают использовать для этой цели двухкоординатные джойстики, сенсорные площадки, движковые регуляторы и др. В простейших клавиатурах регуляторы амплитудной и частотной модуляции могут вообще отсутствовать.

Во многих клавиатурах установлены дополнительные движковые и поворотные регуляторы и другие органы управления, генерирующие MIDI-информацию. Помимо управления звуком, синтезируемым самой клавиатурой (если она оснащена встроенным синтезатором звука), эти регуляторы можно использовать для управления любым аппаратным MIDI-инструментом, а также, что используется значительно чаще, настройками программ. Например, с помощью набора движковых и поворотных регуляторов можно управлять параметрами микширования дорожек аранжировки в секвенсере или регуляторами тембра в программном синтезаторе. В некоторых клавиатурах встречаются более экзотические органы’управления, например наборы сенсорных площадок для синхронизации музыкальных фрагментов (сэмплов) с ударами барабанов и даже инфракрасные видеокамеры для дирижирования звуком.

В связи с обилием и доступностью компьютеров и мощных программных синтезаторов многие производители отказываются от установки в музыкальные клавиатуры встроенных синтезаторов звука. Для получения “живого” звука такую клавиатуру необходимо подключить к внешнему синтезатору звука по MIDI-интерфейсу или подключить ее к компьютеру и использовать программный синтезатор.

Во многих клавиатурах, оснащенных встроенными синтезаторами звука, предусмотрено переключение в один из двух режимов — local-on или local-off. В первом случае MIDI-данные, генерируемые органами управления клавиатуры (фортепианными клавишами, колесиками частотной и амплитудной модуляции и другими органами управления), передаются во внутреннюю схему обработки MIDI-данных и синтеза звука, а во втором — нет. Если вы переключите клавиатуру в режим local-on, она, помимо передачи

ч

Рис. 8.6. В MIDI-клавиатуре Alesis Photon Х25, показанной на этом рисунке, помимо фортепианных клавиш, в создании MIDI-сообщений принимают участие и другие органы управления: привычные колесики регулировки режимов амплитудной и частотной модуляции (1), регуляторы для манипуляции звуками в программном синтезаторе (2) и даже инфракрасная видеокамера (3), с помощью которой можно “дирижировать» звуками, двигая руками в воздухе. Эта клавиатура предназначена для работы совместно с компьютером, поэтому в ней отсутствуют средства синтеза звука. Поскольку она оснащена портом USB, вы можете подключить ее непосредственно к компьютеру. Таким образом, отпадает необходимость в устройстве сопряжения MIDI-аппаратуры с компьютером вашего исполнения в MIDI-формате на компьютер и другие подключенные устройства, “озвучит” его, как обычный музыкальный инструмент. В режиме local-off встроенный синтезатор звука клавиатуры будет озвучивать MIDI-данные, поступающие от внешнего источника (например, компьютерного секвенсера), а ваше исполнение на клавиатуре — нет, оно в MIDI-формате будет просто передаваться на MIDI-выход клавиатуры. Зачем это нужно? Существует, по крайней мере, два случая, когда это требуется: первый — вы хотите с помощью клавиатуры играть на виртуальном музыкальном инструменте и через секвенсер передавать аудиосигнал этого инструмента обратно на клавиатуру для воспроизведения звука; второй — вы хотите так установить на компьютере настройку MIDI thru (ее еще называют MIDI echo, что только запутывает), чтобы MIDI-данные, поступающие с клавиатуры на компьютер, возвращались обратно, на ее встроенный синтезатор. При работе клавиатуры, оснащенной встроенным синтезатором, совместно с программным секвенсером ее обычно переключают в режим local-off, если же она переключена в режим local-on, настройка MIDI thru секвенсера приведет к тому, что каждая нота, которую вы сыграете, прозвучит дважды, поскольку каждое MIDI-сообщение клавиатуры поступит на встроенный синтезатор дважды — напрямую (через внутренние цепи, разблокированные в режиме local-on) и по кольцу (через компьютер). Сдвоенное звучание нот имеет специфический характер: звук — как из бочки и какой-то туманный вследствие эффекта фазовой нейтрализации. Если во время игры инструмент не издает ни звука, не забудьте, прежде всего, проверить, не работает ли клавиатура в режиме local-off.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒