Производители иногда не утруждают себя четкой маркировкой входов/выходов, но обычно об их назначении догадаться несложно. Например, входы/выходы S/PDIF столь привычны в аудиоаппаратуре, что для их обозначения может быть использована маркировка типа “optical” или “digital”.
Для профессиональной аудиоаппаратуры характерно использование несколько иных вариантов стандартов цифрового аудиоинтерфейса, чем в бытовой и полупрофессиональной аппаратуре. В аппаратуре Digidesign Pro Tools|HD и другом аудиооборудовании профессионального класса используется цифровой аудиоинтерфейс AES/EBU. В этом стандарте цифрового аудиоинтерфейса, известном также иод названием AES3, используется симметричное подключение и оснащение входов/выходов разъемами XLR, что обеспе чивает увеличение длины соединительного кабеля и повышение надежности разъемных соединений; в результате этот цифровой аудиоинтерфейс лучше приспособлен к жестким условиям работы. Хотя стандарт AES3 считается общепринятым стандартом цифрового аудиоинтерфейса профессиональной аппаратуры, цифровые аудиоинтерфейсы ADAT Optical компании Alesis и TDIF компании Tascam также широко используются в многоканальных цифровых аудиосистемах (табл. 3.3).
Разбираться в разнообразных цифровых аудиоинтерфейсах нужно, но вот какой из них вы будете использовать на практике — это целиком зависит от того, каким из них оснащено оборудование цифровой звукозаписи, выбранное вами.
Соединять устройства, оснащенные цифровым аудиоинтерфейсом, лучше всего по каналу цифрового звука. Аналоговый канал имеет смысл использовать в том случае, если устройство не имеет цифрового аудиоинтерфейса или аналоговая обработка сигнала обеспечивает возможности, недоступные цифровой технологии.
При соединении аудиоаппаратуры по каналу цифрового звука одно из устройств служит задающим тактовым генератором, обеспечивающим синхронизацию остальных устройств (тактовый сигнал — высокочастотный импульсный сигнал, ио которому осуществляется синхронизация работы цифровой аппаратуры). В случае двух цифровых устройств, например S/PDIF-выход синтезатора подключен к S/PDIF-входу компьютерного аудиоинтерфейса, устройство — приемник сигнала синхронизируется по тактовому сигналу, поступающему от устройства — передатчика сигнала. Но, если в состав аппаратного комплекса входит несколько цифровых устройств, например цифровой микшер, к которому подключено несколько источников цифрового аудиосигнала, необходимо внимательно ознакомиться с информацией по синхронизации аппаратуры, приведенной в соответствующих руководствах по эксплуатации. В профессиональных студиях звукозаписи используются специальные высококачественные источники синхросигнала, по которому осуществляется синхронизация работы всей цифровой аппаратуры. Если, работая с аппаратным комплексом, имеющим в своем составе несколько цифровых устройств обработки звука, вы заметите щелчки и треск в звуке, не исключено, что причиной этого является нарушение синхронизации цифровых устройств.
Таблица 3.3. Краткий перечень стандартов цифрового аудиоинтерфейса