Современные методы исследования позволили увидеть работу голосовых складок во время фонации. Для понимания сложности этой работы и опасности попыток управления ею посредством грубого волевого вмешательства несомненный интерес представляют исследования К. Са-лимбени (С. Salimbeni) и Е. Алаймо (Е. Alaimo) из Флоренции, наблюдавших стробоскопическую картину вибраций голосовых складок снизу через трахеотомическое отверстие. На видеомагнитофонной записи, проведенной во время этого исследования, было отмечено, что «со стороны трахеи процесс звукообразования начинается с того, что сначала сближаются верхние края голосовых складок и подскладочное пространство приобретает форму конуса с верхушкой в голосовой щели. Затем воздух начинает увлекать с собой слизистую оболочку подсвязочного пространства, покрывающую голосовые мышцы, и она в виде волн смещается вверх, поднимаясь к краю голосовой щели. Под давлением воздуха голосовая щель приобретает эллипсовидную форму, несколько раздвигается, и это пространство заполняется смещённой слизистой оболочкой. Таким образом межсвязочное пространство оказывается заполненным двумя складками слизистой оболочки, которая вибрирует в токе проходящего воздуха в направлении снизу вверх. Наиболее сильно она вибрирует в средней части эллипса, как раз в том месте, где чаще всего возникают узелки» [63,358].
Сравнение с духовыми музыкальными инструментами даёт возможность увидеть певческий инструмент и его работу в новом ракурсе и позволяет, оставив на некоторое время в покое гортань с находящимися в ней голосовыми складками («заминированную зону», «разминированием» которой многие десятилетия занималась вокальная методика), обратить внимание на то, что действительно существенно для практиков, чем может и должен заниматься певец, осваивающий технику оперного пения.
Так, мы оказываемся в состоянии по достоинству оценить гениальность природы, поместившей вибратор певческого инструмента в средней части воздухопроводящих путей, и открыть для себя принципиальное значение прикрытия надгортанником верхнего отверстия гортани, о котором упоминал ещё М. Гарсиа и отмеченного у оперных певцов во время пения при рентгенологических исследованиях (Дмитриев, 1957).
При прикрытии надгортанником верхнего отверстия гортани находящийся внутри певческого инструмента воздушный столб делится на две части, в результате чего образующееся в трахее и бронхах «звуковое тело» начинает работать по принципу звукового тела в тростевых, а «звуковые тела», образующиеся в верхней части певческого инструмента, аналогично звуковым телам в медных (амбушюрных) духовых инструментах. При этом находящиеся в «мундштуке» гортани голосовые складки становятся вибратором для звуковых тел обоих уровней, выполняя одновременно функцию трости по отношению к нижней (грудной) части певческого инструмента, и амбушюра для глотки и верхних дыхательных путей (рис. 1,2).
Таким образом, певец получает возможность одновременно играть как бы на двух инструментах — аналогах гобоя и трубы — совмещая в звучании своего голоса, казалось бы, несовместимое — мягкость и тем-бральную полноту грудного звучания с яркостью и полётностью звучания головных резонаторов.