Вокальная техника и её парадоксы» стр.18

Из практики: «Я не устану говорить о неправомерной замене гласной Е гласной И, — писал В. М. Луконин в опубликованной в газете Мариинского театра 11 июля 1952 г, рецензии на выступление одной певицы в роли Кармен.- Досадно было слушать в Хабанере частое «мИня не любишь ».

Из собственного опыта: не далее как в день написания этой страницы на занятиях в консерватории пришлось корректировать пение арии Водемона:«…чары ласк любви мИ-тежнай мне ничево нИ гаварят…» на «…чары ласк любви мЯтежнаймне ничево нЕгаварят ..>>.

При рассмотрении устройства певческого инструмента нельзя пройти мимо системы верхних головных резонаторов, той широкоизвестной «вокальной маски», использование которой в вокальной технике оперных певцов имеет особое значение.

Удивительно, но при всеобщем понимании принципиальной важности головного резонирования и общеизвестном ещё со времён старой итальянской школы требовании «посылать звук в голову» и необходимости «крепко держать его в голове», — певцы-практики редко интересуются тем, как на самом деле устроена их «маска»*, предпочитая вслепую искать «высокую позицию», и «точки», которые следует «напеть». Не проявляют к ним должного интереса и исследователи певческого голоса. Показательно, что Г арсиа не включил головные резонаторы в число основных певческих органов, а достаточно подробного описания их анатомического строения нам не доводилось встречать даже в самых последних методических пособиях.

Между тем, если рассматривать анатомическое устройство костной основы верхней части человеческого лица (см. рис. 8-13) как техническое устройство, самой природой предназначенное для резонатор-ной функции, то самого общего взгляда достаточно, чтобы понять недостаточность наших знаний о функциональных возможностях этой части певческого инструмента.

Прежде всего это относится к уверенности многих исследователей певческого голоса в том, что у человека в этой области нет резонатор-ных дек и головной резонанс обеспечивается исключительно работой системы резонаторных полостей [63,22].

* Одно из редких исключений — ответ Е. В. Образцовой на вопрос, должен ли певец быть знаком с анатомическим устройством своего голосового аппарата: «Обязательно!!!Певец должен пойти в кабинет, где есть хотя бы череп. Должен внимательно рассмотреть строение черепа, увидеть резонаторы, полости…» [195, 22].

Рис. 8. Череп (вид спереди)

1 — лобная кость; 2 — надбровные дуги; 3 — надпереносье; 4 -носовые кости; 5 — глазницы; 6 — скуловые кости; 7 — полость носа (видны носовые раковины); 8 — верхняя челюсть; 9 — нижняя челюсть

Рис. 9. Череп (вид сбоку)

1 — лобная кость; 2 — надпереносье; 3 — носовые кости; 4 — скуловая кость; 5 — верхняя челюсть; 6 — нижняя челюсть

Рис. 10. Череп (вид изнутри)

1 — свод черепа; 2 — лобные пазухи; 3 — носовые кости; 4 — задняя стенка носовой полости; 5 — хоаны (выходные отверстия полости носа)

Рис. 11. Резонаторные полости и деки вокальной «маски»

1 — внутреннее пространство купола лобной кости; 2 — верхние стенки глазниц с лобными пазухами; 3 — ячейки решётчатых костей; 4 — нижние стенки глазниц; 5 — гайморовы пазухи; 6 — носовая перегородка;

⇐ вернуться назад | | далее ⇒