Толчок к развитию метал-сцены давал бурный рост НВБХМ. Джон Корнаренс рассказывает: «Около восьмидесятого года я начал интересоваться новыми английскими группами, игравшими хеви-метал. Их не крутили по радио, но их записи продавались в магазине „Moby Discs» в Ван-Хайз в Калифорнии. Владельцы этого магазина привозили очень редкие альбомы и в своих вкусах больше тяготели к эклектике, чем „Tower» и другие точки. Помню, я как-то увидел на кассе коробку с синглами, вытащил оттуда диск группы под названием „Angel Witch» и подумал: „Вот это я понимаю, тяжелая музыка!» Потом у них появился первый альбом „Iron Maiden» и первые записи „Metal For Muthas» — все это в течение всего нескольких месяцев в середине восьмидесятого года».
Журналист Мартин Попофф очень хорошо помнит те дни: они с друзьями были ярыми фанатами самой разной музыки (если, конечно, она была тяжелой): «Больше всего нам нравились Тед Ньюджент, „Aerosmith», „Kiss», „Zeppelin», „Black Sabbath», „Rush», „Deep Purple», „Riot», „Моху», „Budgie», „Priest», Игги Поп, „Thin Lizzy», „AC/DC», „Triumph» и другие команды. Кроме того, мы слушали панк первой волны, но только тяжелые группы — „Saints», „Sex Pistols», „Damned», „Lurkers», „Drones», „Dead Boys», „Adverts». К тому времени, когда НВБХМ вступила в силу, мы знали о тя желой музыке все, регулярно читали „Sounds», „Melody Maker» и покупали импортные записи, как только они поступали в продажу. Помню, я купил альбом „Motorhead» „Overkill» в ту же неделю, что он вышел. В семьдесят девятом или восьмидесятом годуя даже вступил в фан-клубы „Motorhead» и „Saxon»».
Джон Маршалл, подружившийся с Кирком Хэмметтом в Эль-Собранте (позже он присоединился к «Metal Church» и, как мы увидим, неоднократно пересекался с «Metallica»), вспоминает целый ряд разных групп, объединенных под именем металла: «Помню, мы слушали „Kiss», „Led Zeppelin», „Van Halen», „UFO», „Thin Lizzy», „Aerosmith», Теда Ньюджента,.. многие популярные рок-группы того времени. Впервые я побывал на рок-концерте в семьдесят восьмом году: выступали „AC/DC», „Van Halen», Пэт Трэверс, „Foreigner» и „Aerosmith». Я играл на гитаре с семи лет и следил за творчеством многих гитаристов. Я слушал Майкла Шенкера, Джимми Пейджа и Эда Ван Халена. Майкл Шенкер оказал на меня огромное влияние. Кирк постоянно знакомил меня с новой музыкой, и я думаю, это он впервые поставил мне „Black Sabbath», „Priest» и многих других».
Музыкант Джефф Бекерра, позднее создавший первую дэт-метал группу, утверждает, что с восторгом слушал и металл, и панк: «Поначалу мне нравилась музыка вроде Оззи, „Sabbath», „UFO», „Rainbow», „Blue Oyster Cult», „AC/DC», „Rush», а потом я начал слушать панк и металл в исполнении „TSOL», „Agent Orange» и „Venom». На самом деле я слушал любую бунтарскую, тяжелую музыку. С детства отец прививал мне любовь к рок-н-роллу — думаю, тогда все и началось».