Вот и обнаружили музыканты и физики, вернее, музыканты обнаружили, а физики доказали, что колебания всей длины струны дают звук, который оказывается не один, так как одновременно звучат только с меньшей громкостью и другие звуки, возникающие от колебания отдельных частей целой струны. Так их и назвали — частичные тоны, гармоники или обертоны. Вот от них-то и зависит тембр звука. Интервальное соотношение обертонов между собой и с основным звуком всегда одинаково: октава к основному звуку, квинта через октаву к нему, снова основной звук через две октавы, большая терция через две октавы к нему же. снова квинта через две октавы, а к этой квинте — малая терция, далее — подряд четыре большие секунды, две малые секунды, снова большая секунда и наконец две малые. Мы взяли подряд шестнадцать обертонов в пределах от звука до большой октавы до звука до третьей октавы. А вы, любознательные, подумайте и постарайтесь ответить, почему мы взяли обертоновый ряд именно от звука до и ограничились шестнадцатью обертонами. Случайно ли это? Советуем обратить внимание на удивительное соотношение повторяющихся звуков и соответствующих им чисел. К ответу на эти вопросы мы вернемся в конце главы. А сейчас давайте продолжим наш разговор о тембре.
Как вы думаете, ребята, одинаковое ли количество обертонов участвует при воспроизведении одного и того же музыкального звука на скрипке и фортепиано? Ученые-акустики путем экспериментов пришли к выводу, что звук скрипки, изображенный графически, имеет почти синусоидальную форму и содержит шесть гармоник, тогда как этот же звук, сыгранный на фортепиано, представляет собой сложную волну с той же основной частотой, однако в его состав входит до восемнадцати гармоник. Это важно не только знать и понимать, но прежде всего чувствовать в ансамблевой игре для того, чтобы интуитивно выравнивать темброзвуковое соотношение различных инструментов. Без этого подлинно художественное исполнение невозможно…
Поскольку наша книга рассчитана на седьмой класс музыкальной школы и на первый курс училища, мы предлагаем вам, читатели-учащиеся, самим написать нотный пример от любой ноты на двух нотных станах с басовым и скрипичным ключами, руководствуясь данными указаниями и не забывая нашего вопроса об особом положении обертонового ряда от звука до на фортепиано.
Сверху примера надпишите: натуральный звукоряд, потому что именно так его и назвали. Снизу же — под каждой нотой подпишите цифры: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Эти нотные строчки возьмите подлиннее так, чтобы после цифры 9 осталось много пустого места, в дальнейшем вы поймете, зачем это нужно.
Любителям точности, возможно, не понравится, что первый обертон получил цифру 2, ведь он же 1! Но как только вы обнаружите, что звуки всех обертонов (минус пока две последние цифры) образуют родной и давно знакомый доминант-септаккорд, так сразу поймете, что эта неточность-условность очень удобна.
Как уже было сказано, тембр звука зависит и от того, чем кем производится звук, и от способа игры на том или ином инструменте, и от материала, из которого он сделан. Например, игра на скрипке смычком или щипком, с сурдиной или без нее; игра на валторне или тромбоне с раскрытым раструбом или закрытым; пение с открытым ртом или закрытым; интонирование при пении различных гласных — а, о. у, и. э. Акустические условия разности тембров во всех этих случаях обусловлены неодинаковой громкостью низких или высоких обертонов. Преобладание высоких обертонов создает звук, как говорят, ясный, светлый, иногда пронзительный. При главенстве низких обертонов звук тускнеет, приобретает матовый, бархатистый оттенок.