Занимательная теория музыки стр.51

Итак, наши дорогие прилежные читатели, в приведенном ниже примере вы обнаружили, что при вступлении второго голоса появилась тональность Gis-dur:

Да и понятно почему: из опыта изучения любой фуги вы знаете, что ответ должен быть в доминантовой тональности (реже в субдо-минантовой).

Как же найти порядок следования гамм за пределами семи знаков? Да очень просто! Берите уже знакомый вам ряд мажорных диезных гам^: до—соль—ре—ля… и так далее — только начинай не от до, а от до-диез — семизначной гаммы и шагайте «по стопам» уже знакомых вам гамм, прибавляя каждый раз к названию тоники диез. Нетрудно догадаться, что с каждым шагом будет прибавляться по одному диезу. Теоретически можно продолжать до бесконечности, но практически это ни к чему. Мы предлагаем вам остановиться на ноте, энгармонически равной до-, вы уже знаете, что это будет си-диез. Итак, проверяем: если С беззначная, то Cis — 7 диезов; G — один диез, то Gis — 1+7=8 диезов и так далее, пока не дойдешь до His с 12 диезами. Посчитайте сами — это нетрудно.

Такую же процедуру нужно проделать с бемольными ладотонально-стями, то есть фа—си-бемоль—ми-бемоль—ля-бемоль—ре-бемоль и так далее. Прибавляйте к каждой тонике бемоль. Получите Fes — 8 бемолей, Bes — 9 бемолей и так далее. Такие названия гамм особенно в русской транскрипции (фа-бемоль мажор, си-дубль-бемоль мажор) выглядят совсем уже дико. Да они на практике и не применяются, кроме Fes (8 бемолей). Конечно, никаких новых по звучанию тональностей кроме 12 мажорных и 12 минорных не получается. Все они, начиная от пятизначных гамм, энгармонически равны другим. Надеемся, что вы составили себе табличку энгармонических гамм, разумеется, в пределах 7 знаков, которая выглядит примерно так:

Минорные гаммы от 8 до 12 знаков альтерации находят известным вам способом — на VI ступени соответствующей мажорной. При ключе не выставляют более 7 знаков, а ставят их в тексте при нотах. Еще одно доказательство того, что такие знаки нельзя называть случайными.

Все знаки, идущие после 7, попадают на первичные, то есть фа-дубль-диез, до-дубль-диез, соль-дубль-диез… бемоли — си-дубль-бемоль, ми-дубль-бемоль, ля-дубль-бемоль… В композиторской практике, если необычная тональность длится недолго, то дубль-знаки выставляют при нотах; в противоположном случае — заменяют энгармонической тональностью.

Посмотрите вторую часть «Патетической» сонаты Л. Бетховена. Наверняка многие пианисты играли ее, а непианисты, возможно, знают на слух. Основная тональность второй части — As-dur. В приведенном ниже примере дан отрывок из середины ее:

Здесь одноименная тональность as-moll. Вдруг глаза натыкаются на диезы! Да и немало их! Четыре. А всем бемолям даны бекары. От этой визуальной (зрительной) неожиданности кажется, что должна произойти звуковая внезапность, как говорят, «внезапная модуляция». Однако ее нет. Просто Бетховен заменил долженствующую быть ладотональность Fes на энгармонически равную ей Е. Но эта отдаленность (Е от as) на самом деле мнимая, потому что в данном случае Е — это и есть Fes. Для убедительности предлагаем вам маленький эксперимент. Сочините коротенькую мелодическую фразу в а вместо as и закончите ее в F. Примерно так:

⇐ вернуться назад | | далее ⇒