Интервал — это ноистине живая клеточка мушки. В нем часто заключена самая соль гармонии.
Ребята! Прежде чем перейти к изучению интервалов, давайте припомним, чем заканчивалась маленькая шестая глава без названия? Вы уже наверняка забыли о неожиданно найденных двух крошечных зернышках — ре и ля-бемоль. Здесь мы начнем растить эти зернышки, из которых впоследствии должно вырасти «древо познания» всей теории музыки. Но для этого необходимо очень внимательно отнестись к примерам 34, 35 в шестой главе. Советуем выучить их на всю жизнь, но не механически, а живо представляя себе клавиатуру фортепиано.
В младших классах вы выучили: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава, нона, децима и так далее. Впрочем, после октавы, возможно, не учили; это не беда, значит, выучите теперь. Вы узнали, что эти слова не что иное, как порядковые числительные на латыни, что интервалы бывают чистые, большие и малые, увеличенные и уменьшенные. В натуральных ладах из увеличенных и уменьшенных существует только тритон, то есть увеличенная кварта и уменьшенная квинта (сокращенно — ув. 4 и ум. 5).
В предыдущих главах мы старались объяснить смысл этих исторически возникших терминов, и здесь напомним о них снова.
На заре развития двухголосия первыми созвучиями, получившими право на существование, были октава и квинта как наиболее близкие унисону; затем присоединили кварту как вывернутую «наизнанку» квинту. Повлияли, конечно, и математические расчеты. Был создан термин: чистый интервал. Прима, октава, кварта и квинта в теории музыки образуют группу чистых интервалов. Затем, когда в двухголосие стали пробираться терции и сексты, их назвали большими и малыми. Позже всех созвучий появилась септима, да и то лишь одна благозвучная (то есть на тон меньшая октавы), образованная известным вам седьмым обертоном натурального звукоряда; а меньшую на полутон долгое время не признавали самостоятельным интервалом, считая фальшивой растроенной октавой. Наконец, и септиму в обоих ее видах зачислили в группу больших и малых интервалов, а заодно с нею — секунду (большую и малую).
Мы уже сказали, что названия интервалов — порядковые числительные, а обозначили их арабскими цифрами. Римские цифры пошли на обозначение ступеней гамм. Все это условность; она стала обычной, привычной и удобной; поэтому незачем ее нарушать. Таких условностей много в разных языках в любых областях человеческого знания: например, мы говорим — «стеклянная пробка», хотя пробка — кора пробкового дерева, «ячменный кофе», хотя ячмень и кофейные зерна не имеют между собой ничего общего.
Интервалы, звуки которых взяты одновременно, назвали гармоническими. Условно, метафорически их можно назвать звуковая вертикаль. Интервалы, звуки которых взяты последовательно, называют мелодическими. Условно — это звуковая горизонталь.
В гармонических интервалах верхний звук называют вершиной, нижний — основанием. Количество ступеней от основания до вершины, включая промежуточные, определяется самим названием интервала. От него и зависит к о-личественная, иначе ступеневая, величина интервала.