Как научить играть на гитаре стр.38

Но основные технические трудности при исполнении октав возникают в левой руке. У начинающих гитаристов такой октавный пассаж обычно неровен по темпу, нет точности и чистоты при звукоизв-лечении, особенно в конце пассажа.

Для устранения этих недостатков, как и при разучивании любой гаммы, необходимо наметить те ключевые точки-акценты, которые сделают пассаж более понятным для разучивания.

Выделяется начало звуковой линии, затем — вершина и последний интервал. Все интервалы, находящиеся между ключевыми точками, проигрываются «на одном дыхании», ясно и осмысленно.

Другие проблемы могут возникнуть при смене позиции:

При исполнении таких скачков нелегко попасть в нужную точку. Работая над этой фигурой, необходимо: 1) сделать небольшую паузу и, опередив движение пальцев, найти глазами нужную точку на грифе (лад); 2) воспроизвести это движение пальцами, левая рука при этом должна быть абсолютно свободной.

Для развития данного приема можно порекомендовать игру гамм октавами во всех двадцати четырех тональностях. Можно также предложить следующие упражнения:

Идеальным упражнением для развития октавной техники является отрывок из «Севильи» И. Альбениса:

Важно помнить, что при игре на гитаре любыми интервалами (октавами, секстами, децимами) действуют одни и те же правила

Ломаные октавы играть значительно легче. Все внимание следует направить на основание интервала, акцентируя его и не укорачивая. Следовательно, вершина интервала будет звучать тише, легче:

Мелизмы

Исполнение украшений является еще одной проблемой для гитариста. Лучший помощник в этих случаях — слуховой контроль. Сами по себе мелизмы исполняются очень легко, но если исполнять их небрежно, украшение может превратиться в звуковую кляксу. Рассмотрим следующий пример:

Чтобы хорошо исполнить такой форшлаг, надо додержать (точно выдержать) предыдущую октаву, «поставить» следующую и выполнить мелизм. Многие начинающие гитаристы, видя трудность, стараются поскорее от нее избавиться: ускоряют темп, суетятся. В итоге форшлаг не получается, так как ученики воспринимают его как вынужденную задержку мелодического движения, а не естественное составляющее мелодии.

Иногда мелодическое движение, изложенное мелкими длительностями, воспринимается как украшение и исполняется с нарушением ритмического движения:

X. Родриго. Фанданго

В связи с гитарной мелизматикой надо напомнить об особом внимании к точному прочтению нотного текста. Воспитание музыканта-профессионала требует, чтобы формирование любого технического навыка было связано с донесением авторского текста максимально точно и осознанно.

Тамбурин

Звуковой эффект, достигаемый этим приемом, совершенно необычен. От гитариста требуется безупречная техника его исполнения. От того, насколько близко к подставке будет выполнен удар, зависит тембр звука. Если исполнить тамбурин слишком близко, звук будет больше походить на стук. Исполнитель должен сам поискать нужное положение для получения необходимого тембра, определенной краски или дополнительных изобразительных эффектов, как, например, в пьесе Д. Дюарта «Круговой танец»:

⇐ вернуться назад | | далее ⇒