Несмотря на трудности экономического и идеологического характера, с 30-х годов и до конца XX века в нашей стране появилось значительное количество новых изданий для гитаристов. Это школы игры на гитаре (шести- и семиструнной) П. Агафошина, В. Вавилова, М. Иванова, А. Иванова-Крамского, В. Красного, И. Кузнецова, Л. Менро и др. Были переведены и опубликованы на русском языке учебники М. Каркасси, Ф. Карулли, Э. Пухоля, X. Мартине-са Сарате, методические заметки Р. Видаля — все эти работы хорошо известны3. Благодаря подвижнической деятельности П. Агафошина, А. ИвановаКрамского, Л. Менро, А. Фраучи преподавание на гитаре (шестиструнной и семиструнной) ныне осуществляется в большинстве музыкальных учебных заведений страны.
К 90-м годам сошла на нет полемика о преимуществе и недостатках того или иного гитарного строя и количестве струн на инструменте. Здравый смысл возобладал! С изменением общественно-политической ситуации стали возможны контакты с зарубежными исполнителями и педагогами. Развитие коммуникаций и новых информационных технологий, проведение конкурсов и фестивалей гитаристов, совершенствование педагогических кадров, доступность качественного инструментария, нот, аудио- и видеоматериалов — все это способствовало дальнейшему росту профессионального мастерства исполнителей и педагогов, увеличению общественного интереса к классической гитаре.
В последние годы отечественные гитаристы все больше обращаются к научному осмыслению своего практического опыта, чаще публикуют теоретические труды о гитаре1. Вместе с тем гитарное исполнительство и гитарная педагогика не стоят на месте, а серьезных аналитических и методических работ на русском языке все еще явно недостаточно. Отметим также необходимость опубликования в нашей стране современных учебных пособий зарубежных авторов, таких, как Ч. Дункан, А. Карлеваро и др.2
В настоящее время в российской системе гитарного образования сложилась ситуация, когда при росте уровня профессионального исполнительства наблюдается явное отставание методики начального обучения. Несмотря на большой наплыв учеников, налицо недостаток специалистов — преподавателей детских музыкальных школ — не только в глубинке, но и в больших городах России. В этих условиях классы гитары часто ведут балалаечники, домристы, баянисты, а в некоторых случаях даже преподаватели фортепиано и теоретики. Естественные трудности, возникающие у таких педагогов (не всегда правильная оценка сложности изучаемых произведений, поверхностное знание специфики звукоизвлечения, приемов игры, особенностей аппликатуры), не могут не отразиться на качестве игры учеников.
Следует сказать и о распространенном ошибочном мнении, что гитара легка для освоения. В действительности подлинное постижение гитарной игры представляет для многих учащихся серьезное препятствие, отталкивающее их от занятий на инструменте.
Сегодня особенно остро стоит вопрос о системе обучения и воспитания исполнителя на классической гитаре. Нередко приходится сталкиваться с серьезными упущениями в подготовке гитаристов. За довольно трудной в техническом и музыкальном планах программой подчас кроется общая профессиональная несостоятельность учащегося: отсутствие навыков чтения нот с листа, грамотного разбора произведения, представлений о ритме, звуковедении, аппликатуре и других важных музыкальных и инструментально-игровых элементах. Систематизация учебного процесса позволит избежать «белых пятен» в подготовке музыканта-исполнителя, вести последовательную и неуклонную работу по формированию музыкального вкуса учащегося, грамотно подходить к его техническому развитию.