Как научить играть на гитаре стр.49

Планомерно проводимое воспитание двигательной культуры вносит необходимую упорядоченность в технику музыканта, вызывая у него во время игры чувство физической свободы, уверенности и легкости.

Координация и синхронность движений

Координация движений во многом зависит от независимости действий правой и левой рук. Под независимостью рук понимается умение музыканта-инструменталиста выполнять одновременно двумя руками разные движения. Процесс выработки независимости рук должен быть осознанным, поэтому сам термин «независимость»

является условным, так как движения рук координируются соответствующими центрами коры головного мозга и лишь в процессе тренировки становятся как бы подсознательными, переходя на уровень автоматизированных.

В исполнительской практике можно заметить, что ощущения от движений пальцев левой руки часто заслоняют двигательные ощущения правой, и наоборот, что говорит о зависимости, недостаточной раскрепощенности рук.

Для выработки независимости рук учащемуся можно предложить следующее упражнение: игра двухоктавной гаммы (к примеру, С-ситг) репетициями по 3—4 удара на ноту с одновременной вибрацией в левой руке. Обычно в начале работы над упражнением происходит следующее:

1) скорость вибрации прямо пропорциональна скорости репетиций в правой руке;

2) амплитуда вибрации находится в прямой зависимости от динамики (то есть от силового напряжения репетиций);

3) сила нажатия на струны левой рукой также зависит от динамики в правой.

Ученик зачастую беспомощен в выработке умения управлять своими действиями, и только при сознательной, умело поставленной педагогом работе он может успешно преодолеть вышеописанные «аномалии» зависимости рук.

Иногда тормозящее воздействие оказывают ранее выработанные двигательные стереотипы, если они недостаточно гибки и пластичны. Предложите ученику сыграть, к примеру, нисходящую хроматическую гамму в триольном движении (пример За), а затем — ту же гамму в три-ольном движении, но репетициями по два удара на ноту (пример 36). Движения в левой руке в обоих случаях одинаковы, но при игре второго варианта сразу же замечается дискомфорт, координация рук может нарушиться.

Поэтому вопросы управления и координации движений в технике гитариста приобретают решающее значение. Двигательные мотивы должны стать органическим компонентом воспитания ритма, а не внешним, лишь сопутствующим ему в отдельных случаях Воспитание ритмической независимости рук требует большой систематической работы.

Любой исполнитель реализует свой художественный замысел только посредством игровых движений. Именно в них находят выражение многообразные факторы психической деятельности человека. «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности, — писал еще И. Сеченов, — сводится окончательно к одному лишь явлению — к мышечному движению»1.

Согласно рефлекторной теории, сигналы внешней среды поступают в воспринимающие или рецепторные отделы центральной нервной системы. Там они подвергаются анализу и обработке. Из рецеп-торных отделов двигательные приказы передаются непосредственно исполнителям двигательных актов — эффекторным клеткам. Весь ход моторного процесса целиком зависит от взаимодействия рецептор-ных и эффекторных отделов, причем импульс к движению, обеспечивающий его характер, заключен в тех командах, которые поступают из рецепторных отделов. Центральные импульсы, вызывающие активность определенных мышечных групп, постоянно изменяются в зависимости оттого, в каком динамическом соотношении находятся звенья движущейся руки.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒