Успешная выработка условно-двигательного рефлекса возможна лишь при постоянстве самого раздражителя. В условиях инструментальной игры таким раздражителем являются музыкально-слуховые представления, и в первую очередь ритмическое чувство. «Контроль и коррекции произвольных движений человека, — писал выдающийся отечественный физиолог Н. Берштейн, — осуществляется благодаря обратным связям, или сенсорным коррекциям, то есть тем чувственным сигналам (двигательным, зрительным, слуховым и т. д.), в обязанности которых входит сообщить мозгу о том, что происходит с движущейся конечностью, в каком направлении развивается моторный процесс, каково сопротивление окружающей среды, к какому результату приводит движение… Таким образом, мозг оперирует двумя категориями явлений: идеальным, то есть целью, желаемым результатом, образом действия, и реальным, то есть самим двигательным актом. Процесс же управления движениями представляет собой постоянное корректирование рабочих действий в соответствии с намеченной программой и с необходимыми поправками на реальную двигательную обстановку»1.
Из всего вышесказанного вытекает, что в основе координации и синхронности движений лежит связь слуха и движения, единицей которой выступает пульсирующий ритм — слуходвигательная координация. Ритм управляет двигательным аппаратом, поэтому ясное слу-хо-ритмическое представление — не только фундамент звукового замысла, но и основа двигательного процесса.
В педагогической практике мы можем довольно часто наблюдать отсутствие скоординированности и синхронности действий правой и левой рук, когда в работе над пьесой или этюдом ученик слишком рано «вошел» в быстрый темп. Наиболее ярко это проявляется в исполнении гаммообразных пассажей (см. пример 4а). Причина здесь та же — недостаточность ритмической дисциплинированности исполнения и предварительной работы над сложными пассажами.
Если движение шестнадцатых в левой руке не совпадает с ритмическим рисунком в правой, эти шестнадцатые теряют основу, как бы зависают в воздухе, что и создает предпосылку для неровной игры. Для достижения синхронности движений в подобном материале полезной будет работа в сдержанном, а позднее — ив быстром темпе с акцентированием опорных точек.
Сначала опорные точки акцентируются в небольших построениях, затем — на более протяженных отрезках. Работая над синхронностью, акцентируя опорные точки, следует всегда представлять желаемый звуковой результат. Со временем эти акценты снимаются, но у исполнителя остается их внутреннее ощущение, что организует ритмически верное исполнение произведения на заключительной стадии работы.
Берштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966. С. 189.
К сожалению, еще многие педагоги и учащиеся музыкальных училищ недооценивают этот способ «выравнивания» пассажей. Иногда приходится слышать даже от технически подвинутых учеников: «Подольше поучу пассаж — получится». Тем самым эти учащиеся обрекают себя на лишнюю трату рабочего времени, бездумное «натаскивание», забывают, что только при постоянном активном слухо-рит-мическом контроле работа над техникой становится результативной.