Как научить играть на гитаре стр.60

В последние годы широкое распространение получила так называемая «трехпальцевая» аппликатура правой руки. Ее появление вызвано, по-видимому, стремлением к дальнейшему увеличению беглости в гаммообразных пассажах и базируется на том основании, что повторяющаяся последовательность трех пальцев гораздо более подвижна по своей природе, нежели двухпальцевая. В основе трехпаль-цевой аппликатуры лежит прием тремоло, с той лишь разницей, что исполняется не один и тот же звук, а разные.

Существуют несколько трехпальцевых формул, из которых наибольшее применение получили две: р-т-1 и а-т-г. Первая может быть исполнена только приемом Игапао, вторая — и игапгЛо, и ароуапао, но практически используется ароуапао. В качестве примера возьмем мажорную гамму:

Очевидно, что обе аппликатурные формулы требуют согласованной, «синхронной» аппликатуры в левой руке, то есть границы аппликатурной формулы в правой руке должны совпадать со сменой струн в левой. Иначе говоря, на каждой струне извлекаются три звука. В тех случаях, когда по тем или иным причинам это невозможно, соответствующим образом корректируется и аппликатура правой руки. К примеру, если на струне извлекаются не три, а только два звука, то в формуле правой руки также следует пропустить один палец, не меняя формулу в целом. Применяя вариант р-пы, обычно пропускают указательный палец, а-тА — безымянный или средний:

В сложных аппликатурных сочетаниях очень важно правильно распределить, точнее, пропустить пальцы правой руки:

Трехпальцевая аппликатура имеет безусловное достоинство: она позволяет увеличить скорость исполнения гаммообразных пассажей, что расширяет темповые и, в каком-то смысле, художественные возможности гитариста. Иногда она позволяет в более короткий срок достичь нужной беглости.

Нельзя не отметить, однако, и ряд присущих ей недостатков. Во-первых, ярко выраженная «триольность», при которой бывает довольно трудно уравнять силу пальцев и придать звукам необходимую ровность и акцентировку, особенно в тех случаях, когда движение «по три» вступает в противоречие с метрической структурой пассажа, изложенного «на два» (например, шестнадцатыми или секстолями в размере %). Во-вторых, сложность, громоздкость аппликатурного построения требует большой подготовительной работы, много времени на заучивание, тщательного контроля во время исполнения, а также затрудняет первоначальный разбор произведения и чтение с листа.

Эти два обстоятельства, по моему мнению, снижают качественный уровень артикуляции и провоцируют нарушение метроритмической ровности.

В-третьих, из-за явной зависимости аппликатур обеих рук друг от друга вся эта конструкция больше похожа на некий готовый блок, который надо в нужный момент лишь «вставить» в общую «систему». С художественной точки зрения это не всегда приемлемо. Скажем, при исполнении подобного пассажа Игапао формулой р-т-/ звук получается несколько беднее звука пьесы в целом, главным образом из-за не очень удачного положения руки. Напротив, ароуапао а-т-1 часто звучит излишне громко, «трескуче». Другими словами, затрудняется контроль над динамикой, штрихами, пропадает тонкость нюансировки, усложняется выполнение музыкально-художественных задач. Кроме того, вряд ли стоит совсем отказываться от приема легато, место которому в данной аппликатуре найти непросто. Он, несомненно, вносит особенный колорит в гитарное звучание, способствуя красоте фразировки.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒