Как научить играть на гитаре стр.7

Кисть также может совершать боковые движения относительно предплечья. При сгибании кисти в сторону локтя угол между кистью и предплечьем приближается к прямому, то есть кисть становится почти перпендикулярна предплечью.

Сгибание кисти в противоположную сторону увеличивает этот угол до 180°, при котором кисть и предплечье образуют прямую линию. Гитаристу требуется именно такое положение правой руки.

О посадке гитариста подробно написано во многих учебных пособиях. Процитируем Э. Пухоля: «При игре гитарист должен сидеть на устойчивом сиденье без пружин и поручней, высотой пропорционально его росту. Гитара кладется выемкой обечайки на левое колено, грудь слегка касается нижней деки, корпус гитариста подается несколько вперед, плечи сохраняют свое естественное положение. Левое бедро образует с корпусом небольшой острый угол, нога согнута и ступня опирается на скамеечку. Правая рука отодвигается от корпуса тела, чтобы позволить предплечью расположиться на большом закруглении обечайки»1.

Добавим еще такие ориентиры: нос гитариста, его левое колено и самая высокая точка корпуса гитары находятся на одной вертикальной прямой. Головка грифа расположена на уровне уха исполнителя. Его грудь касается нижней деки в районе самой высокой точки корпуса. Плоскость нижней деки с плоскостью груди образует небольшой острый угол (рис. 4).

Рис. 4

Перед тем как поставить пальцы на струны, можно расположить их на плоскости, например, передней деки. При этом пальцы I, т, а должны принять такое положение, как будто они стоят соответственно на третьей, второй и первой струнах (рис. 5).

Рис. 5

Звукоизвлечение

Объективным критерием правильности звукоизвлечения является звучание открытых струн. Полноценный гитарный звук извлекается тогда, когда струна предварительно оттягивается пальцем и только затем отпускается. При этом все участки струны равномерно приходят в колебание, и основной тон преобладает над обертонами.

Если струна приведена в колебание ударом, то возрастает количество обертонов. Звук получается некрасивым. Конечно, понятие красоты звука является субъективным. Ориентиром здесь может служить звучание гитары у больших мастеров, таких как А. Сеговия, Д. Вильяме, Д. Брим, А. Диас.

Ученику с самого начала необходимо привыкать к качественному звуку. Педагог должен внимательно следить за правильностью движений пальцев и звучанием гитары ученика.

Во время занятий ученику нужно все время слышать «правильный» звук и видеть соответствующие движения пальцев. Поэтому в течение урока педагогу необходимо постоянно показывать игру на инструменте.

Большой палец/»

Этот палец имеет две фаланги, пястную кость и подвижный пястный сустав. Движение при звукоизвлечении производится именно пястным суставом (рис. 6).

Большой палец касается струны одновременно ногтем и подушечкой. Начальная точка касания расположена ближе к середине ногтя (рис. 7). Точка схода струны с ногтя находится у левого края ногтя. В момент нажима на струну вторая фаланга не должна прогибаться в суставе. После звукоизвлечения палец р продолжает движение и касается пальца I, образуя с ним «крест».

⇐ вернуться назад | | далее ⇒